ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Вячеслав Дурненков

Экспонаты

Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина и Театр.doc, при участии Театра им. Йозефа Бойса, Москва
Участник программы «Новая пьеса» Фестиваля 2010 года

Режиссер-постановщик: Алексей Жиряков

Художник-постановщик: Леша Лобанов

Актеры: Арина Маракулина, Сергей Демидов, Никита Емшанов, Сергей Калашников, Иван Кокорин, Ксения Черноскутова, Анна Егорова, Юлия Тандит, Анатолий Попов, Алексей Суренский, Алексей Розин, Игорь Стам, Евгений Антропов, Владимир Курочкин

Продолжительность 1 ч. 30 мин.
13 апреля (пн) / 16:00

Театр. doc

Сто лет назад Крапивна была уездным городом Тульской губернии. Сорок улиц стекались к базарной площади. На площади собор, над берегом реки городской парк. Потом Крапивну понизили в статусе до села и лишили своей милиции, но кроме этого ничего не изменилось. Разве что в соборе сначала завелась, а потом разорилась фабрика повидла. Да после войны открыли монумент воинам-освободителям. Находится Крапивна в сорока километрах от Ясной Поляны. Три года назад Михаил Угаров проводил в толстовской усадьбе драматургическую лабораторию, и участников повезли – для расширения кругозора – в Крапивну. Там, кроме маленького музея и дешевой выпивки, обнаружились люди, одержимые идеей превратить Крапивну в большой музей под открытым небом. Что действительно кажется резонным: достаточно прогнать с воинского монумента алкашей – и можно перерезать ленточку.
Этот город должен был что-нибудь навеять всем драматургам, но навеял только одному – тольяттинцу Вячеславу Дурненкову. У него родилась пьеса, где Крапивна стала Полынском, в котором живут две семьи, Зуевых и Морозовых, связанные между собой застарелой любовью-ненавистью. У каждой семьи есть по отпрыску, мальчик и девочка. Можно было бы ожидать, что любовь этих двоих станет полем битвы «двух равноуважаемых семей». Но кровь проливается по другому поводу: в город являются два предпринимателя, которые решили пустить через Полынск туристический маршрут, и предлагают горожанам подработать живыми экспонатами. Глава клана Морозовых – напяливает было на потную майку фрак и манишку, но старший Зуев засучивает рукава клетчатой рубашки: «Я до конца пойду. Здесь люди живут, а не клоуны. Здесь цирка не будет». Слева ему подвякивают к ра10дости публики: «Здесь вам не Москва».
По-хорошему, этой талантливо сработанной пьесе с ее сочными реалистичными диалогами самое место в крупном театре на большой сцене. Но у театров все с приставкой «современное» вызывает такую апатию, что даже за «Экспонатов» – может быть, лучшую пьесу последних лет – никто не схватился…

журнал «Афиша»






Новая драма в России уже не вызывает таких скандалов, как десять-пятнадцать лет, она
относительно широко ставится в стране, она профессионализируется, и внутри нее происходит расслоение - на драматургию новаторскую и традиционную. Среди новаторов фигура номер один - минчанин Павел Пряжко (на Russian Case показывают его Третью смену), среди традиционалистов - Вячеслав Дурненков. Его Экспонаты рассказывают о жизни старинного провинциального города, куда приезжает пара предприимчивых людей из Москвы, чтобы превратить город в музей под открытым небом. Одни жители рады возможности заработать, другие готовы умереть, только бы не стать экспонатами. Две семьи, два клана, повязанные отношениями любви и ненависти, решают будущее
города с оружием в руках. В Театр.док этой многофигурной реалистической пьесе тесно, зато у постановки есть неоспоримое достоинство: нигде актеры не играют более достоверно, чем в Театр.док.


Елена Ковальская