ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Курбас. Реконструкция

«ТанцЛабораториум», Киев, Украина
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2011 года
Режиссер: Лариса Венедиктова

Художник: Александр Лебедев

Костюмы: Ольга Савченко



Артисты: Ольга Савченко, Александр Лебедев, Лариса Венедиктова



Продолжительность 55 мин.

При поддержке Министерства культуры Украины и Украинской ассоциации содействия международному культурному
сотрудничеству «Промком»



фотографии Геннадий Минченко, Владимир Карашевский





Голый человек в пустом пространстве. Тело, лишенное укрытия и поддержки. Выбравшись из костюмов-коконов, участники перформанса ищут убежища в картонной коробке. Их тела изгибаются самым невообразимым образом. Иной раз кажется, что они нарушают все законы физики и анатомии.
В постановке, посвященной Курбасу, реальностью, данной зрителям в ощущении, стала мысль, что жизнь вне кокона, состоящего из слов, символов, заученных жестов и действий, очень занимательна. Тело обретает свободу. Уходят страх и напряжение. Движения становятся естественными. Свет – ярче.


газета «24»




…изысканный и страшный перформанс. В нем человечки выпадают из прозрачных коконов, толкаются, прыгая на корточках, сыплют друг на друга толченый мел из ведра, натягивают на кубики брюшного пресса и спинных межреберных мышц черные трико строителей коммунизма. Хороши были бы и сатиновые трусы, но поверх них не наденешь детскую балетную юбочку-пачку, по которой опознается, что артисты уже показывают не самих себя, настраивающихся на Курбаса, а собственно жизнь, какой она была вокруг него и с ним.
Эта заводная, творчески неистощимая и обиходно нищенская жизнь проходит под ура-патриотические марши физкультурников, под скрипящую патефонную пластинку с песней Утесова, под нечеловеческий скрежет бесконечной синтезированной ноты и оканчивается под звук автоматной очереди.


журнал «Афиша. Киев»



Как сладостны звуки фокстрота и танго в стране, где лучшим подарком к 20-летнему юбилею революции оказался массовый расстрел. Одним из тысячи уничтоженных в карельских лесах ноябрьским утром 1937 года был обыкновенный гений Лесь Курбас. Студент Венского и Львовского университетов, экспериментатор и модернист, поклонник Крэга и психоанализа, он создал новый украинский театр, играя стилями и эпохами – от античности до натурализма, от экспрессионизма до комедии дель арте. Участники киевской труппы «ТанцЛабораториум» много знают и кое-что поняли о своем герое. Об онемевшей стране, которой давно уже нет. О насилии. О страхе, что не отпускает и сегодня. Их перформанс – сплетение ассоциаций, напряжение чувств. Принимая эстафету от Мастера, искавшего в мороке советской фантасмагории сценический язык для выражения пограничных психических состояний, киевское трио превратилось в его «разумных Арлекинов», трагических эксцентриков уже из дня сегодняшнего.

Наталия Звенигордская