Театральная компания ЗМ
Анатолий Вертинский

Почему стареют люди?

Театр кукол, Минск, Беларусь
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2012 года

современная притча



Постановка: Алексей Лелявский

Куклы, флэш-анимация, сценография и костюмы: Татьяна Нерсисян

Музыка: группа «НагУаль»



Артисты: Александр Васько, Владимир Грамович, Тимур Муратов, Дмитрий Рачковский,
Светлана Тимохина



Продолжительность 1 ч. 10 мин.



Жили наши предки, не ведая беды, и каждый был молодым. Но однажды все изменилось. С той поры мы болеем и стареем. Почему так случилось? Быть может, потому что за добро люди стали злом платить? Потому, что каждый на других, как на врагов, смотрит?

Почему люди не понимают, что согласие объединяет, а вражда разрушает? И даже знать не желают, почему их жизнь так быстро проходит, почему из людских сердец доброта исчезает.

Минский театр кукол



Вечный вопрос об адресате искусства играющих кукол Лелявский решает убедительно и просто. Сюжет сказки точно выдержан, при этом мироощущение постановщика спектакля глубоко трагично. Странные куклы, похожие на бескрылых птиц, рассказывают о жизни людей, уверенных в своем получении льготных билетов в рай и в ожидании скорого счастья цинично изводящих своих близких. Больничный антураж только подчеркивает безысходность происходящего и позволяет постановщику продемонстрировать отличную сцену, где кукловоды в белых халатах управляют персонажем с помощью медицинских кровоостанавливающих зажимов.
Лелявский придает сказке ужасающий социальный колорит.

журнал «Страстной бульвар, 10»






Белорусский театр кукол – один из самых «продвинутых» на постсоветском пространстве, как с точки зрения репертуара, так и в смысле поисков средств визуальной выразительности. И если Чеховым на кукольной сцене в наши дни никого особо не поразишь (а у минчан на афише сразу две пьесы классика – «Чайка» и «Три сестры», причем последняя здесь дерзко именуется «Драй швестерн»), то, скажем, «Венчание» Витольда Гомбровича или готовящийся сейчас к постановке «Шелк» Алессандро Баррико едва ли отыщешь даже на больших, «человеческих» подмостках. И для каждого автора, для каждого названия творческий коллектив во главе с неутомимым Алексеем Лелявским пытается выстроить свой собственный, единственный и неповторимый, художественный мир, вдобавок очень современный, как правило, и по технологии, и по «картинке».

Вот и в формально детском представлении, снабженном, впрочем, вполне недетским названием и жанровым обозначением «современная притча», причудливое завораживающее пространство игры складывается из гармонического соединения стильной сценографии, остроумных спецэффектов, яркой флэш-анимации. Да и столь успешно взаимодействующий ансамбль планшетных кукол и исполнителей «в живом плане» не часто доводится лицезреть. Как результат, печальная сказка о юном богатыре Рыгорке (своего рода младшем брате шварцевского Ланцелота), отправившемся на поединок со Змеем, притесняющим народ, но от рук народа и погибшего, становится крайне своевременной порцией спасительной «лжи» с преизрядным «намеком».

Александр Вислов