Театральная компания ЗМ

Amore buffo

Театр оперы и балета, Екатеринбург
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2013г.- «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая мужская роль» (Андрей Сорокин), «Лучшая женская роль» (Елена Воробьева)

по «Любовному напитку» Гаэтано Доницетти
балет в 2-х действиях



Либретто: Вячеслав Самодуров по мотивам либретто Феличе Романи к опере «Любовный напиток»



Хореограф: Вячеслав Самодуров

Дирижер: Павел Клиничев

Художник: Энтони Макилуэйн

Художник по костюмам: Эллен Батлер

Художник по свету: Нарек Туманян



Артисты: Елена Воробьева, Лариса Люшина, Андрей Сорокин, Илья Бородулин, Елена Соболева, Алия Муратова, Денис Зайнтдинов, Сергей Кращенко, Кирилл Попов, Илья Шитов, Михаил Рафальсон, Андрей Екимов, Мария Бабкина, Анастасия Кержеманкина, Светлана Черноусова, Олеся Мамылова, Иван Мохнаткин, Денис Хисамов, Кирилл Попов, Александр Сипатов, Вадим Еремин, Кирилл Федоров, Марина Ковалева, Елена Рубецкова, Владислав Трошков, Мария Горохова



Продолжительность 2 ч. 30 мин.




Возрастная категория 12+<br>


Балет называется «Amore Buffo», что переводится с итальянского как «забавная любовь». Это комедийный спектакль, рассчитанный в первую очередь на молодую публику. В основе либретто – несколько измененный сюжет знаменитой оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Как и в опере, главный герой, влюбленный юноша, пытается завоевать сердце девушки с помощью «любовного эликсира».
Однако в «Amore Buffo» действие разворачивается на фоне современного мегаполиса. Мы пригласили художников из Великобритании, имеющих опыт работы в театре и кино. Стиль декораций можно назвать архитектурной фантазией. Привнеся в спектакль урбанистические элементы, мы хотели передать неповторимую атмосферу Лондона. Созданный на сцене театра образ города, в котором кипит самая разнообразная жизнь, позволяет зрителям по-новому взглянуть на хорошо знакомую историю. В основе хореографии спектакля лежат классические движения, балерины танцуют на пуантах, при этом неотъемлемой частью пластики стали элементы модерна. В результате получился сплав классического и современного танца. Я старался сделать спектакль живым, естественным, свободным от штампов и условностей, присущих хореографическому искусству, понятным любому человеку.


Вячеслав Самодуров





Спектакль конструировали не по лекалам. Многое было впервые. Все оперные голоса дерзко распределили между инструментальными: из оркестровой ямы звучала как будто бы всегда существовавшая «балетная» музыка бельканто, а балетные артисты в голос подпевали оркестру и во время танцевальных перепалок натурально перешептывались.
Самодуров, апологет абстрактной хореографии и к тому же поклонник конструктивизма в архитектуре, остановил свой выбор на любовной комедии и эстетике граффити. Вслед за своей героиней хореограф лукавит, будто любовь для него – одна забава и буффонада. За внешним юмором скрывается душевная тонкость. Иначе не было бы одной из пронзительных сцен – признания Адины и Неморино перед дворовой стенкой, расписанной граффити. Как, впрочем, и их дуэта на самую знаменитую арию «Любовного напитка» («Слеза незаметно скатилась по ее щеке»), когда в разгар помолвки Адины с Капитаном Амуры чудесным образом вмешиваются и оставляют возлюбленных наедине.

Безусловно, сочинение комических микросюжетов – подлинное призвание Самодурова. И его шутки рассчитаны на то, чтобы танцовщики выполняли их с каменными лицами, одними движениями тела. Точно следуя танцевальной партитуре и пластической артикуляции. Поскольку сюжет у него заложен в переборе пуантов, а не в хлопотании лицом.

И даже если спектакль соответствует своему дословному переводу про любовь-забаву, то смех в зале раздавался самый что ни на есть настоящий. А добиться его на балетной сцене труднее всего. Тем самым вслед за колхозной постановкой «Светлый ручей», давшей старт Алексею Ратманскому в главном театре страны, Вячеслав Самодуров возрождает ушедший с российской сцены жанр балетной комедии. Только так, урбанистическим весельем «Amore Buffo» и стоит начинать свой путь в пространстве академического театра.


«Новая газета»




В балете «Amore Buffo» незамысловатая история любви простого сельского парня Неморино к легкомысленной девушке Адине, не сразу оценившей его, предстает в неожиданном варианте. Ведь Вячеслав Самодуров перенес действие в большой современный город. Произошло это достаточно органично, без насилия над сюжетом и сущностью персонажей. Зато дало широкое поле деятельности художникам. Им удалось органично объединить мир современного мегаполиса с фантастикой древних мифов. Фантастическое притягивает красотой (роскошный цветовой «задник» в сценах с Амуром; падающие яркие занавеси, отделяющие эпизоды спектакля). Не склонный баловать человека современный мир, лишенный мягкости, обезличенно-равнодушный, оживает в геометрической наготе модерновых высоток, в появляющихся на сцене планшетах с граффити.

Потребность борьбы за любовь возникает в таких условиях как способ отстаивания живых человеческих чувств, а, может быть, самой жизни.

Тема любви демонстративно освобождается от незваных «помощников» в виде фантастических сил или любовного напитка, оказавшегося простым вином. Спектакль движет жизненная история, исход которой зависит лишь от ее участников. Герои совершают ошибки, преодолевают заблуждения. И именно это внутреннее развитие в первую очередь делает новый спектакль теплым и человечным.


газета «Уральский рабочий»




Спектакля с таким названием пока нет ни в одной балетной энциклопедии. Его придумал Вячеслав Самодуров, в прошлом премьер Мариинки и театра «КовентГарден», ныне худрук Екатеринбургской балетной труппы, дебютирующей на «Золотой Маске». «Забавная любовь» (в переводе с итальянского) на деле оказывается историей, знакомой по опере Г. Доницетти «Любовный напиток» – оттуда же и музыка. В ней вновь робкий поначалу Неморино будет завоевывать любовь своенравной Адины. В его соперниках окажется бравый Капитан, а помогать возьмется Шарлатан, владелец бара. В роли «любовного напитка» – разумеется, опять бутылка обычного вина. Но интрига развивается в иных реалиях: условно современный город, друзья главного героя – райтеры, фанатеющие от граффити, и даже объяснение в любви происходит с помощью баллончика с краской. Самодуров смело мешает основной сюжет с мотивами старинных балетов, откуда ни возьмись, появляются «пегасы и амуры». Самое увлекательное во всем этом – собственно хореография, в основе которой пуантная неоклассика, а нюансы делают ее стилистически индивидуальной.

Лариса Барыкина