Театральная компания ЗМ

Роден

Театр Балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
Премия «Золотая Маска» 2013г. - «Лучшая мужская роль» (Олег Габышев)
Номинации на Премию - «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа хореографа», «Лучшая женская роль» (Любовь Андреева)

Музыка: Морис Равель, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне



Постановка: Борис Эйфман

Декорации: Зиновий Марголин

Костюмы: Ольга Шаишмелашвили

Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман



Артисты: Олег Габышев, Любовь Андреева, Нина Змиевец



Продолжительность спектакля: 1 ч. 30 мин.


Возрастная категория 12+

Жизнь и любовь Родена и Клодель – удивительная история двух художников, в сложном, невероятно драматичном союзе которых все сплелось воедино: страсть, ненависть, творческая ревность. Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален: находясь рядом с Роденом, Камилла не только дарила ему вдохновение, помогала обрести новый стиль и создать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта, превращалась в великого мастера. Красота, молодость, гениальность – все это было принесено ею в жертву возлюбленному.

После расставания с Клодель скульптор остается рядом с преданной, но нелюбимой Розой Бере. Камилла пытается найти спасение в творчестве, однако критика не принимает ее. В порыве отчаяния Клодель уничтожает свои работы. Она погружается во мрак безумия. Душу несчастной испепеляет патологическая ненависть к бывшему учителю, укравшему, как полагала Камилла, ее жизнь и дар.

В новом балете отражены тоска Родена по своей музе, муки его совести и порожденный душевным недугом, насыщенный болезненными наваждениями бред Камиллы, вернее – той безумной эринии, в которую превратила ее безжалостная судьба.

На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет.

Спектакль «Роден» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника.


Борис Эйфман




Учитель Бориса Эйфмана, Леонид Якобсон, в давние советские времена сделал цикл миниатюр, посвященный скульптурам Родена: артисты, застывшие в позах знаменитых скульптур, «оживали» и двигались в танце. Эйфман сотворил вещь принципиально иную – он показал именно процесс работы художника. С самого первого момента, когда скульптор присматривается к натурщице, позирующей на столе. Голая (на артистке телесное трико) то ли танцовщица кабаре, то ли просто шлюшка чудовищно изумляется странному типу, что смотрит на ее лодыжки, разгибает и сгибает ее руку, завязывает всю девицу в сложные узлы, при этом без малейшего интереса к тем деталям ее тела, что она явно привыкла выгодно продавать. Он мнет ее как глину, но эта глина некачественна, неполноценна – скульптор ее пугает. И когда в руках Родена на том же столе оказывается Камилла, становится ясно, что вот это идеальный материал. Когда рука не просто принимает заданную скульптором позу, но чуть-чуть добавляет мягкости в движение. Умная глина – мечта художника. (И ведь не только скульптора, у балетмейстеров точно так же).

Кроме того, что это очень точный спектакль с точки зрения фиксации художественного процесса, это еще и очень веселый спектакль. Да-да, именно, несмотря на трагический сюжет. Отличная суета молодых художников в мастерских, дивный канкан, что отплясывают девицы в кабаре, куда Камилла отправляется, чтобы развеяться, крестьянки в воспоминаниях Родена, лихо давящие виноград в огромной бочке. Получился спектакль живой и удивительно весенний, как ранние работы Клодель.


газета «Московские новости»








Борис Эйфман не изменяет себе и очередной балет вновь посвящает художнику с большой буквы. Даже двум. Драматичная история взаимоотношений скульптора Огюста Родена и его талантливой ученицы и возлюбленной Камиллы Клодель предоставила хореографу материал для создания блестящего образца его балетного стиля. Эйфману всегда были близки герои, одержимые манией любви и творчества, живущие в стремительном темпе и в высоковольтной атмосфере, на грани реальности и безумия, в конфликте и с собой, и с толпой обывателей, и со всем миром. На сей раз все выглядит более гипертрофированным. Полнометражный двухактный спектакль с прекрасной музыкой Равеля, Сен-Санса, Массне и других французов интересен попытками не столько пластически «оживить» знаменитые скульптурные композиции (это делал предшественник Эйфмана Леонид Якобсон), сколько передать сам процесс созидания. Постановка гарантирует восхищение труппой и ее ведущими солистами, с отвагой и самоотречением танцующими хореографию немыслимой сложности.

Лариса Барыкина