Театральная компания ЗМ
Андрей Совлачков

Антитела

Театр «Балтийский Дом», Санкт-Петербург
Премии «Золотая Маска» 2013г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Приз критики»
Номинация на Премию - «Лучшая женская роль» (Ольга Белинская)

Режиссер: Михаил Патласов

Художник-постановщик: Валентина Серебренникова

Видео: Елена Анисимова

Художник по свету: Константин Удовиченко

Музыкальное оформление: Андрей Гурьянов



Артисты: Алла Еминцева, Ольга Белинская, Елена Карпова, Владимир Бойков, Александр Муравицкий, Игорь Гоппиков, Александр Передков, Илья Борисов



Продолжительность 1 ч. 45 мин.

Внимание! Нестандарнтная рассадка зрителей. схема зала


Возрастная категория 18+


Студента философского факультета, хард-рок-музыканта, одного из лидеров движения «Еда вместо бомб», антифашиста Тимура Качараву убили в самом центре города, на глазах охранника соседнего магазина, такие же молодые люди, как он. Подлинные интервью матери убитого и матери убийцы, подруги Тимура, представителей экстремистских левых и правых молодежных группировок, антифашиста и бывшего фашиста, следователя и того самого охранника легли в основу драматического сценария «Антител».

Драматический конфликт спектакля строится не на столкновении фашистов и антифашистов – одна из сцен вообще рассказывает о битве между ними как просто об опасной и жесткой, но очень увлекательной подростковой игре. Обе группировки представлены c разных ракурсов. Среди монологов, представляющих наивную уличную философию, есть и рассказ об одном подростке, который хотел участвовать в какой-нибудь яркой молодежной группировке, но все не мог решить, к кому прибиться – к фашистам или антифашистам. Ему было все равно. Но потом решил все же к «антифа», потому что они добрые, а фашисты – злые. Хотя (и этого вовсе не скрывают в спектакле) «добрые» подчас оказываются жесткими и даже жестокими уличными акционистами.


газета «Коммерсант»




Артисты разыграли трагическую историю шестилетней давности в интерьерах казенной комнаты (это и больница, и тюрьма, и университетская аудитория). Героев всего семь, они не знакомы между собой, но якобы связаны друг с другом общей совестью. Получился спектакль о разочаровании, взрослении, но прежде всего о безответственности за свои поступки.


газета «Санкт-Петербургские ведомости»




На площадке, на расстоянии вытянутой руки и в проекции с ручных видеокамер крупным планом люди – подавленные, растерянные, сломленные. Невыносимо тяжело не только матери и близким убитого Тимура (его родители и девушка присутствовали на премьере), но и матери Паши, убийцы. Передать, что испытывают и как живут теперь эти несчастные женщины, невозможно. Обе – люди одного поколения, гражданки одной страны, а какие разные судьбы. Сам спектакль вовсе не истерит и обходится без соплей, патетики и назиданий. Он – лишь зеркало, и то, что в нем отражается, делает дальнейшую спокойную сытую жизнь немыслимой.


газета «Известия»




Петербург – город, как известно, умышленный, с реальностью связанный непросто. Это в Москве ранние художественники ходили на Хитров рынок в поисках документальной правды, а в Петербурге разнообразные «мейерхольдовы арапчата» настаивали на правде сугубо художественной, образной, театральной. Так сложилась культурная традиция, ничего не поделать, но этим можно объяснить, отчего так долго петербургский театр не вливался в движение театра.doc.

В спектакле кинорежиссера Михаила Патласова, дебютирующего в театре, присутствуют все многократно виденные приемы публицистического зрелища (следящая камера, крупные планы на экранах, настоящая хроника, яркие световые потоки, выхватывающие лица из полумрака и хаоса, – рейнхардовская традиция). Но по сути здесь не столько идеология (что толку доказывать ужас фашизма и благородство «антифа»), сколько экзистенциальное столкновение судеб. В смятом времени живут мальчики, энергия которых не нужна никому, и потому находит выход там, где находит, в зависимости от прочитанной книжки – Бакунина или Ницше. Герои «Антител» не отморозки, это современные «русские умники», ищущие смысл жизни.


газета «Московские новости»




Минимум игры, минимум постановочных эффектов. Подобная флегматичная подача воздействует похлеще любой меланхолии. Особенно когда со сцены звучат монологи матерей убийцы и жертвы. Выясняется, что у этих женщин куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд, и что судьбы сломаны у обеих. И в этом свете название спектакля «Антитела» уже понимаешь шире: политический экстремизм, словно антиматерия, собирает кровавую жатву, оставляя вереницу одиноких плачущих матерей.


журнал «Time Out. Санкт-Петербург»




Антифашиста и студента философского факультета СПбГУ Тимура Качараву зарезали среди белого дня в центре Петербурга. Это было в 2005 году. Двумя годами позже его убийц, ровесников Качаравы, не слишком сознательных скинхедов, – посадили. Но документальный спектакль «Антитела» – не о возмездии и не об идеологических разногласиях в среде питерской молодежи, хотя они тут есть и многое значат. Спектакль собран из интервью с матерями убитого и убийцы, из рассказов о детстве героев, воспоминаний девушки убитого, свидетельств охранника книжного магазина, возле которого все случилось, – и становится экзистенциальным путешествием в чужой индивидуальный мир.

Кристина Матвиенко