Театральная компания ЗМ

Марево

Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2013 года

Идея и постановка: Арт-группа «ПровМыза» (Галина Мызникова и Сергей Проворов)

Музыка: Марк Булошников, Кирилл Широков

Либретто: Антон Шраменко

Художники и художники по костюмам: Арт-группа «ПровМыза»

Художник по свету: Евгений Каменский

Продюсер: Анна Гор

Куратор: Ксения Ануфриева



Артисты: Наталья Пшеничникова, Андрей Архипов, Марк Прудовский, Ольга Гречко, Евгения Денисова, Вера Аввакумова, Алексей Капралов, Вероника Старостина



«NoName-ensemble»: Мария Стецюра, Антон Шаров, Александр Дыдарь, Анна Байрашева, Валерия Силкина, Анастасия Жукова, Анастасия Буторина, Владимир Магон, Маргарита Данильцева, Марк Булошников



Продолжительность 1 ч. 30 мин.



Возрастная категория 12+<br>

Театральная форма предполагает свою условность, освобожденную от привязки к кино/видеоязыку, к таким его основополагающим элементам как ракурс, монтаж и движущаяся камера.

В процессе сверхусилий в преодолении языка решено оставить константой «мгновенное схватывание эстетического универсума», зрительного и слухового образа, преломляющего оперное звучание в фиксируемое психофизическое состояние.

Отсутствие действия с минималистским языком тела, звуковые и пространственные пустоты, замкнутость героев с невнятным, «съеденным», произносимым текстом, неминуемо подталкивают к признакам «созерцательного» кино. Подобное совмещение формальных граней кино/видео и оперы, скрепляющих их в совместное пограничное пространство, может привести к формированию определенной звукозрительной модели сценического действа.

Прыгнуть с одной крыши на другую.


Арт-группа «ПровМыза»




Жанр оперы кажется мне наименее привлекательным. Это связано с особенно прочно (как правило) лежащим на нем грузом омертвевших традиций.

Таким образом, идея быть соавтором «Марева» привлекла меня методом от противного.

Для меня эта работа – своего рода эксперимент по проецированию отвлеченных, абстрактных идей, связанных с чистым звуком и ясной структурой, на поверхность, которая, казалось бы, не может эти идеи принять.

Однако в истории, конечно, существуют примеры далекого выхода за довольно отчетливые пределы, устанавливаемые оперой. И исследование лазеек здесь – занятие весьма интересное.


Кирилл Широков




Проект «Марево» для меня – возможность эксперимента в области музыки. Однако работая над ним, я меньше всего задумывался собственно над обозначенным жанром оперы, пытаясь создать чистые музыкальные конструкции. Также мне интересна идея сотрудничества с другим композитором, диалог с которым открывает новые перспективы в работе над музыкальным сочинением.


Марк Булошников




«Марево» продолжает ряд премьер нового русского музыкального театра, выпущенных режиссерами-дебютантами вне академических пространств и в различных формах альянса с современным искусством. До сих пор рамки этого альянса ограничивались в основном миграцией синтетических жанров на дружественные территории contemporary art и только: в отличие от многих своих западных коллег российские художники по-прежнему воспринимают музыкальный театр как искусство глубоко архаичное, утратившее всякую связь с сегодняшней реальностью и оттого не представляющее особого художественного интереса. Нижегородская арт-группа «ПровМыза» постаралась разрушить этот стереотип максимально энергично, не ограничившись ролью постановщиков и сценографов «Марева», но выступив полновластными демиургами театрального целого.


газета «Коммерсант»




Экспериментальный союз современной оперы и современного искусства: известная арт-группа «ПровМыза» дебютирует в опере, а молодые композиторы Марк Булошников и Кирилл Широков работают с нетрадиционным пространством. Премьера «Марева» игралась на территории Арсенала Нижегородского Кремля, где Галина Мызникова и Сергей Проворов соединили технологии кино и видео (ракурс и монтаж) с условностью «старого» жанра. Либретто написал молодой киевский поэт Антон Шраменко, для которого это было первой возможностью услышать, как звучит его текст, если его положить на музыку. Еще более молодой композитор Кирилл Широков занимался тем, что проецировал сугубо абстрактные, из области чистого звука, идеи на мертвую и давно устаревшую «поверхность» оперы. Радикальный опыт нижегородцев (и тех, кто с Нижним так или иначе связан) расширяет привычное представление о рамках искусства.

Кристина Матвиенко