Номинация на Премию - «Лучшая работа режиссера»
по роману Аготы Кристоф
Режиссер-постановщик: Александр Янушкевич
Художник-постановщик: Татьяна Нерсисян
Композитор: Александр Литвиновский
Хореограф: Евгений Корняг
Артисты: Надя Гапоненко, Сергей Арбузов, Владимир Пенягин, Татьяна Смирнова, Александр Шадрин
Продолжительность 1 ч. 40 мин.
Age category 18+
Если говорить о литературной основе, о романе Аготы Кристоф, то это – не реалистическое произведение. Оно хорошо завуалировано литературной формой, и потому производит такой ошеломительный эффект. Но это скорее гиперреализм – создание убедительной иллюзии. И дело тут не в том, что в действительности было и чего не было. Эту гремучую эссенцию из личных и социальных катастроф XX века нужно принять как прививку.
Александр Янушкевич
Люди, маски, видео и, разумеется, куклы – огромные и совсем крошечные, объемные и плоские – на сцене сосуществуют, поэтому каждый новый персонаж и каждый новый эпизод становятся для зрителя неожиданностью. Жутчайший натурализм, неизбежный в случае буквальной визуализации литературного текста, Янушкевич превращает в сплошной поток метафор, словно инсценирует не Аготу Кристоф, а Милорада Павича.
интернет-издание «Новый компаньон»
Российский театр сразу прикипел к антивоенному роману Аготы Кристофф. Оказалось, что его изломанную физиологичность и осознанную искренность по силам воплотить театру кукол. Какие-то персонажи неожиданно обнаруживаются в обычных предметах, какие-то приобретают отдельные утрированные части тела, а третьи давно превратились в манекены, напоминающие мумии, которые быстро распадаются на части. И все они являются уже не столько живыми персонажами, сколько метафорами потери людьми человеческого во время нескончаемой войны. Только два главных героя, мальчики-близнецы, всегда появляются на сцене без маски или накладных частей тела, как у остальных исполнителей, в их руках – небольшие куклы-двойники, но они только формальное обозначение их, казалось бы, невинного возраста, ведь война делает из подростков циничных убийц во спасение себя самих.
Алексей Гончаренко
Лауреат XIII Пермский театральный фестиваля «Волшебная кулиса» в номинациях «Лучший спектакль», «Лучший сценограф (Татьяна Нерсисян)».