Театральная компания ЗМ

Пресса

2 марта 2011

Деликатный Вагнер

Анна Галайда | Ведомости

Вагнер остается на отечественном оперном пространстве раритетом. Требующий титанических усилий для освоения — и художественных, и материальных, — в последние годы он мелькнул «Летучим голландцем» в Большом театре и «Лоэнгрином» в «Новой опере», но ассоциируется почти исключительно с Мариинским театром, где Валерий Гергиев осуществил первую в российской современной истории постановку всего цикла «Кольца нибелунгов».


Шаг челябинцев, взявшихся за постановку «Лоэнгрина», выглядит особо дерзким: это не только первое в истории театра обращение к Вагнеру, но и его самый амбициозный проект — коллектив не значится в числе тех, кто определяет погоду в российском оперном мире, мало того, в последние годы он пережил тяжелые катаклизмы, в ходе которых потерял значительную часть прежнего состава труппы. Финансовое состояние театра выдает определение постановки роскошного «Лоэнгрина» как «концертно-сценической версии».


Тем не менее Челябинскому театру хватило задора и фантазии на то, чтобы его первый Вагнер не выглядел безмерно растянутым концертом в костюмах. Из подручных средств режиссер Андрей Сергеев, взявший на себя также и сценографическое оформление спектакля при активной поддержке художника по свету Андрея Потапова (оба претендуют на «Золотую маску» в своих номинациях), создал мифическое пространство, которое не знает полутонов — в нем есть только белый (мир Лоэнгрина и Эльзы) и черный (Тельрамунд и Ортруда), расцвеченный вкраплениями бордового. Его смыслообразующим символом оказывается крест — он высвечивается на заднике, отражается черно-белыми полотнищами на планшете сцены, выстраивается из групп хора.



Однако, как и положено у Вагнера, главная роль в этом спектакле принадлежит музыке. И дирижер Антон Гришанин (еще один претендент на «Маску») находит средства, чтобы не сравнивать челябинские оркестр и певцов со столичными. Для тех, чьи представления о Вагнере сформированы Валерием Гергиевым, который видит его как создателя музыки вселенских катаклизмов, мощной, страстной и не снисходящей к отдельному человеку, этот композитор в спектакле Челябинского театра может показаться не вполне знакомым. Вагнер, каким его видит Гришанин, оказывается лиричным, проникновенным и даже деликатным. Он позволяет певцам, среди которых двое номинированы на «Маску» (Федор Атаскевич — Лоэнгрин и Сергей Гордеев — Тельрамунд), не бороться с оркестровым громкозвучием, а представить полноценные драматические характеры. Благодаря этому исполнение, задуманное как полуконцертный вариант, выглядит спектаклем полноценным и гармоничным.




оригинальный адрес статьи