Театральная компания ЗМ

Пресса

10 марта 2011

Восстание рабов и смерть под поездом Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/03/10/lifestyl

Майя Крылова | www.RBK daily.ru

Мариинский театр выступает в столице в рамках национального театрального фестиваля «Золотая маска». Он уже радовал московских меломанов оперой Бартока. Теперь пришел черед балета. Театр привез два абсолютно разных спектакля. Первый, «Спартак», — восстановление советской постановки 1956 года, пройдет 13 марта. Второй, «Анна Каренина», — премьера прошлого года. Ее дадут трижды — с 15 по 17 марта.

«Спартак» на музыку Арама Хачатуряна поставлен Леонидом Якобсоном, который в СССР слыл творческим диссидентом: он ненавидел любые правила, заставляющие ставить балеты по заранее предписанному лекалу. Хореограф решил, что балет из жизни Древнего Рима должен строиться не на основе классического танца, а по собственной внутренней логике, подсказанной историче­ским сюжетом. И сделал революционный по тем временам шаг: отказался от пуантов и от танца на пальцах, а за основу пластики взял античную вазопись и скульптуру.

Постановка получила грандиозные декорации, изображающие то Римский форум, то пиршественный зал, то арену Колизея, то лагерь восставших рабов. На этом фоне Якобсон развернул грандиозную танцевальную фреску, выстроенную, как и положено советскому балету, в жанре оптимистической трагедии: положительный герой погибает, а дело его живет в веках. Но главным в спектакле стали роскошные картинки римского легкомыслия. Чего тут только нет! Триумф полководца с маршем победоносных войск, кровавые гладиаторские бои, бурные пляски плебса, бал спесивых патрициев, битвы на мечах, соблазнение наивных рабов коварными приспешницами рабовладельцев… В общем, Голливуд с его костюмными фильмами отдыхает.

«Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина поставлена недавно. Это работа Алексея Ратманского, бывшего худрука балета Большого театра. Хореограф, сохранив канву тол­стовского романа, представил трагедию Карениной как череду воспоминаний Вронского. Места действия, будь то дворец, вокзал, театральный зал или виды Венеции, изображаются в спектакле с помощью видеопроекций. Особая находка сценографа — большой вращающийся железнодорожный вагон, внутри и снаружи которого развернуто дей­ствие.

Другого «осовременивания» в балете нет: герои носят костюмы XIX века, мимически «разговаривают» и объясняются в любви с помощью классического танца. Ратманский демонстрирует мастерство в постановке дуэтов Анны с любовником: они отличаются по хореографии, и здесь не спутаешь момент знакомства с апогеем страсти и ее же печальным финалом. При этом постановщика интересует не психоэротический срез романа, как Бориса Эйфмана в одноименном балете, а человече­ская психология во всей ее сложности.

В роли Анны Москва по очереди увидит трех балерин Мариинского театра — Диану Вишневу, Ульяну Лопаткину и Екатерину Кондаурову. Последняя, может быть, не столь известна, как ее знаменитые товарки. Но на «Маску» — за лучшую женскую роль в балете — номинирована именно Кондаурова, которая великолепно представила Анну Каренину: ее героиня выглядит и обольстительной, и ранимой.


оригинальный адрес статьи