Пресса
Конкурсная программа
Региональные проекты
«Золотая Маска в кино»
Зарубежные проекты
«Золотая Маска в городе»
Детский Weekend
Внеконкурсная программа
Архив
10 марта 2011
оригинальный адрес статьи
Восстание рабов и смерть под поездом Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/03/10/lifestyl
Майя Крылова | www.RBK daily.ruМариинский театр выступает в столице в рамках национального театрального фестиваля «Золотая маска». Он уже радовал московских меломанов оперой Бартока. Теперь пришел черед балета. Театр привез два абсолютно разных спектакля. Первый, «Спартак», — восстановление советской постановки 1956 года, пройдет 13 марта. Второй, «Анна Каренина», — премьера прошлого года. Ее дадут трижды — с 15 по 17 марта.
«Спартак» на музыку Арама Хачатуряна поставлен Леонидом Якобсоном, который в СССР слыл творческим диссидентом: он ненавидел любые правила, заставляющие ставить балеты по заранее предписанному лекалу. Хореограф решил, что балет из жизни Древнего Рима должен строиться не на основе классического танца, а по собственной внутренней логике, подсказанной историческим сюжетом. И сделал революционный по тем временам шаг: отказался от пуантов и от танца на пальцах, а за основу пластики взял античную вазопись и скульптуру.
Постановка получила грандиозные декорации, изображающие то Римский форум, то пиршественный зал, то арену Колизея, то лагерь восставших рабов. На этом фоне Якобсон развернул грандиозную танцевальную фреску, выстроенную, как и положено советскому балету, в жанре оптимистической трагедии: положительный герой погибает, а дело его живет в веках. Но главным в спектакле стали роскошные картинки римского легкомыслия. Чего тут только нет! Триумф полководца с маршем победоносных войск, кровавые гладиаторские бои, бурные пляски плебса, бал спесивых патрициев, битвы на мечах, соблазнение наивных рабов коварными приспешницами рабовладельцев… В общем, Голливуд с его костюмными фильмами отдыхает.
«Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина поставлена недавно. Это работа Алексея Ратманского, бывшего худрука балета Большого театра. Хореограф, сохранив канву толстовского романа, представил трагедию Карениной как череду воспоминаний Вронского. Места действия, будь то дворец, вокзал, театральный зал или виды Венеции, изображаются в спектакле с помощью видеопроекций. Особая находка сценографа — большой вращающийся железнодорожный вагон, внутри и снаружи которого развернуто действие.
Другого «осовременивания» в балете нет: герои носят костюмы XIX века, мимически «разговаривают» и объясняются в любви с помощью классического танца. Ратманский демонстрирует мастерство в постановке дуэтов Анны с любовником: они отличаются по хореографии, и здесь не спутаешь момент знакомства с апогеем страсти и ее же печальным финалом. При этом постановщика интересует не психоэротический срез романа, как Бориса Эйфмана в одноименном балете, а человеческая психология во всей ее сложности.
В роли Анны Москва по очереди увидит трех балерин Мариинского театра — Диану Вишневу, Ульяну Лопаткину и Екатерину Кондаурову. Последняя, может быть, не столь известна, как ее знаменитые товарки. Но на «Маску» — за лучшую женскую роль в балете — номинирована именно Кондаурова, которая великолепно представила Анну Каренину: ее героиня выглядит и обольстительной, и ранимой.
«Спартак» на музыку Арама Хачатуряна поставлен Леонидом Якобсоном, который в СССР слыл творческим диссидентом: он ненавидел любые правила, заставляющие ставить балеты по заранее предписанному лекалу. Хореограф решил, что балет из жизни Древнего Рима должен строиться не на основе классического танца, а по собственной внутренней логике, подсказанной историческим сюжетом. И сделал революционный по тем временам шаг: отказался от пуантов и от танца на пальцах, а за основу пластики взял античную вазопись и скульптуру.
Постановка получила грандиозные декорации, изображающие то Римский форум, то пиршественный зал, то арену Колизея, то лагерь восставших рабов. На этом фоне Якобсон развернул грандиозную танцевальную фреску, выстроенную, как и положено советскому балету, в жанре оптимистической трагедии: положительный герой погибает, а дело его живет в веках. Но главным в спектакле стали роскошные картинки римского легкомыслия. Чего тут только нет! Триумф полководца с маршем победоносных войск, кровавые гладиаторские бои, бурные пляски плебса, бал спесивых патрициев, битвы на мечах, соблазнение наивных рабов коварными приспешницами рабовладельцев… В общем, Голливуд с его костюмными фильмами отдыхает.
«Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина поставлена недавно. Это работа Алексея Ратманского, бывшего худрука балета Большого театра. Хореограф, сохранив канву толстовского романа, представил трагедию Карениной как череду воспоминаний Вронского. Места действия, будь то дворец, вокзал, театральный зал или виды Венеции, изображаются в спектакле с помощью видеопроекций. Особая находка сценографа — большой вращающийся железнодорожный вагон, внутри и снаружи которого развернуто действие.
Другого «осовременивания» в балете нет: герои носят костюмы XIX века, мимически «разговаривают» и объясняются в любви с помощью классического танца. Ратманский демонстрирует мастерство в постановке дуэтов Анны с любовником: они отличаются по хореографии, и здесь не спутаешь момент знакомства с апогеем страсти и ее же печальным финалом. При этом постановщика интересует не психоэротический срез романа, как Бориса Эйфмана в одноименном балете, а человеческая психология во всей ее сложности.
В роли Анны Москва по очереди увидит трех балерин Мариинского театра — Диану Вишневу, Ульяну Лопаткину и Екатерину Кондаурову. Последняя, может быть, не столь известна, как ее знаменитые товарки. Но на «Маску» — за лучшую женскую роль в балете — номинирована именно Кондаурова, которая великолепно представила Анну Каренину: ее героиня выглядит и обольстительной, и ранимой.
оригинальный адрес статьи