ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

10 марта 2012

Программа «Маска плюс»

Николай Берман | Портал премии «Кумир»

Еще один повод написать о фестивале «Золотая маска» - это внеконкурсная программа «Маска плюс». В ней принимают участие театры из городов России, Узбекистана, Украины, Армении, Азербайджана и Белоруссии, отобранные экспертным советом. О некоторых спектаклях программы «Маска плюс» мы решили рассказать поподробнее:

«Гамлет-шут», Русский драматический театр, Ташкент, Узбекистан
Режиссер — Овлякули Ходжакули

Актриса Ольга Володина играет моноспектакль по «Гамлету» — это далеко не первый случай в истории мирового театра, когда в роли датского принца выступает женщина. Но здесь ситуация особая. Сюжет шекспировской пьесы рассказывается даже не от лица самого Гамлета, а устами бродячего актера, бывшего свидетелем событий в Эльсиноре и решившего разыграть их перед Фортинбрасом. Володина постоянно меняет обличья и предлагает зрителям принять участие в представлении, давая им возможность изобразить всех персонажей трагедии.

11 марта на сцене Центра имени Мейерхольда




«Войцек», Украинский театр имени Шевченко, Харьков, Украина

Режиссер — Александр Ковшун

«Войцек» — одна из самых громких украинских премьер последнего пятилетия — актер и режиссер Александр Ковшун поставил этот спектакль в 2007 году. Пьеса немецкого драматурга Георга Бюхнера часто становится поводом для жестких режисерских экспериментов — и в харьковском спектакле история ревнивого солдата, убившего жену, проецируется на весь XX век и начало XXI-го. Среди героев можно увидеть Сталина и Гитлера, на видеопроекциях — Ежика в тумане, заседания Рады и теракт 11 сентября. Войцек играется в переводе «украинского Мейерхольда» Леся Курбасса и посвящен его памяти.

14 марта на сцене ТЦ «На Страстном»


«Король Лир. Пролог», Центр современного искусства «ДАХ», Киев, Украина

Режиссер — Владислав Троицкий

Еще один давний хит украинского театра — спектакль «Король Лир. Пролог», поставленный Владиславом Троицким, основателем театра «ДАХ», имеющего репутацию главного в стране оплота современного искусства. В третьей части задуманного им шекспировского цикла проекта «Украина мистическая» не стоит искать историю короля Лира. К пьесе Шекспира постановка Троицкого отношения не имеет, используя ее лишь как источник вдохновения. Спектакль разыгрывается как долгий ритуал неведомой религии, с лихими экстатическими плясками в первом акте и завораживающим медитативным действом во втором, под непрерывное звучание украинских народных песен.


15 марта на сцене Центра имени Мейерхольда



«Москва — Петушки», Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург

Режиссер — Андрей Жолдак

В главной роли Владас Багдонас

Спектакль обещает стать главным событием «Маски плюс» — «Москву — Петушки» в питерском «Балтийском доме» поставил украинский режиссер Андрей Жолдак, давно снискавший репутацию одного из самых неистовых бунтарей на постсоветском театральном пространстве. Центр этой постановки — Владас Багдонас, известнейший литовский актер, знакомый российскому зрителю по спектаклям Эймунтаса Някрошюса.

Ерофеевского Веничку Жолдак переносит из советских 60-х в некое вневременное эпическое пространство, превращая его в архетипического героя. Багдонас 4 часа почти непрерывно находится по сцене. Он говорит по-русски так, как этого не делает сейчас никто, — с подчеркнуто правильными ударениями, мощно распевным звучанием гласных, и напоминает былинного богатыря. Спектакль, полный сложносочиненных символов и с трудом поддающихся расшифровке метафор, к концу окончательно уходит в потусторонний мир, погружая зрителей в оцепенение. Когда Веничка Багдонаса, в полной темноте возвышаясь на авансцене прямо перед зрителями, произносит свой финальный монолог, кажется, будто с каждым его словом содрогается вся планета.

21 марта на сцене Театра имени Моссовета



оригинальный адрес статьи