Театральная компания ЗМ

Пресса

12 апреля 2012

Фарфоровый кролик угодил под Колобка

Елена Губайдуллина | Газета «Известия»

Фестивалю «Золотая маска» не удалось развеять заблуждение, что театр кукол — это прежде всего театр для детей


Завершилась программа кукольных театров «Золотой маски». До оглашения результатов еще несколько дней, но некоторые предварительные итоги подвести уже можно. Три спектакля, отобранные экспертами, представили лучшие премьеры прошлого сезона. По всей России таковых нашлось всего три — «Колобок» Большого театра кукол из Санкт-Петербурга, «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Челябинского театра кукол и «Вероятно, чаепитие состоится» петербургского театра-студии Karlsson Haus.

Каждый из спектаклей по-своему интересен и, безусловно, достоин если не высшей театральной награды России, то больших столичных гастролей. Тем не менее и в этих постановках проблемы и комплексы кукольного театра проявились во всей полноте. А выбор экспертов еще раз подтвердил печальное заблуждение о том, что театр кукол — это прежде всего театр для детей.

Единственная взрослая кукольная постановка нынешней «Золотой маски» оказалась во внеконкурсной программе — спектакль из Минска «Почему стареют люди?» блестяще доказал, что кукольникам под силу такие сложнейшие темы, перед которыми порой пасует театр драматический. Ведь только кукольникам подвластно выстроить на сцене любой рукотворный мир, поиграть масштабами, перепутать «живое» и «мертвое» и заставить персонажей игнорировать законы физики.

Конечно, подобными преимуществами обладают и детские спектакли. Художники, увлеченно придумывающие миры и пространства, — явные лидеры театрального процесса. Андрей Запорожский и Алевтина Торик заворожили в «Колобке» предметы старинного русского быта. Обод колеса прялки превратился в бесконечную дорогу. Сквозь вращающиеся оси и перекладины смотрит чье-то любопытное лицо — Колобок в людском облике.

Так начинается и заканчивается спектакль, претендующий вскрыть мистические корни простенькой сказки. К сожалению, глобальная заявка никак не развивается. Сказка про Колобка слишком мала даже для 30-минутного спектакля. Поэтому собеседники заглавного героя вынуждены его всячески развлекать. Ход правомерный. Но почему один из самых продвинутых режиссеров-кукольников Руслан Кудашев ставит эти «развлечения» в худших тюзовских традициях?

О том, что слабая драматургия — одна из основных бед российского кукольного театра, поведали и остальные спектакли-номинанты. Завораживающее, действительно удивительное «Путешествие кролика Эдварда», сделанное художником Захаром Давыдовым и режиссером Александром Бороком с использованием дорогих новейших технологий, монотонно пересказывает сказку американки Кейт ДиКамилло.

Фарфоровый кролик — любимая игрушка девочки Абилин, — угодивший на дно морское и спасенный рыбаком, меняет хозяев и места жительства до тех пор, пока не возвращается к прежней хозяйке. Вернее, к ее дочке — путешествие фарфорового Эдварда длилось не одно десятилетие.

Каждая новая квартирка кролика — словно драгоценная шкатулка со старинными игрушками, которые интересно разглядывать. Но напряжения и динамики сказке Кейт ДиКамилло явно недостает. То, что хорошо для чтения на ночь, не всегда подходит для театрального спектакля.

Театр-студия Karlsson Haus выбрал для постановки более известные произведения — две повести Льюиса Кэрролла про приключения Алисы. Но перемешал отобранные фрагменты так, что подивился бы сам Чеширский кот. Эпизодики из «Зазеркалья» и «Страны чудес» разбавлены песнями-танцами и интерактивными викторинами.

Дети, с готовностью вступающие в общение с актерами, затмевают заштамповавшихся профессионалов искренней непосредственностью — советуют Шляпнику чинить часы с помощью отвертки, а Королеве — прямо держать спину и побольше гулять. Артисты угощают всех чаем и конфетами, фантики летят в прорези-пути для кукол вслед загаданным желаниям...

Придумки режиссера Алексея Шишова достойны программы элитных детских садов. Но представление «Вероятно, чаепитие состоится» выдвинуто на «Маску» в номинации не «Лучшее занятие», а «Лучший спектакль», и именно как спектакль весьма не совершенен. Единственное, за что можно было бы отметить Karlsson Haus — работа художника. Костюмы актеров, куклы, декорации сделаны занятно и со вкусом. Жаль, что фамилия художника в программке «Чаепития» не значится. Само собой и в списках номинантов на «Маску» этого талантливого инкогнито тоже нет.



оригинальный адрес статьи