Театральная компания ЗМ

Пресса

21 апреля 2016

Самарцы примерили «Маску»

Валерий Иванов | Газета «Самарские известия»

В «Золотой маске» впервые приняли участие Самарская опера и новокуйбышевская «Грань».

16 апреля в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла церемония закрытия всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска»–2016. В форме броского циркового шоу зрителям представили победителей в десятках конкурсных номинаций.

Самарские участники

Участниками фестиваля были и два коллектива из нашей области: Самарский академический театр оперы и балета и новокуйбышевский театр-студия «Грань».

Напомним, что первой провинциальной актрисой, отмеченной в 1995 году «Маской» в номинации «За честь и достоинство в профессии», была наша несравненная Вера Ершова, а первым государственным деятелем, награжденным за поддержку театрального искусства, в 1998 году стал самарский губернатор Константин Титов.

Два спектакля самарского театра юного зрителя «СамАрт» - «Бумбараш» и «Мамаша Кураж», каждый из которых выдвигался в нескольких номинациях, отмечены «Масками» за лучшую работу художника соответственно в 1997 и 2003 годах. Оба раза за сценографию спектаклей обладателем «Маски» стал художник Юрий Хариков. Но в какой бы номинации театр не получил «Маску», это расценивается как удача всего коллектива.

В последующие годы номинантами «Золотой маски» были еще две самарские работы: в 2009 году спектакль академической драмы «Полковник Птица» и в 2011 году самартовский «Фальшивый купон».

Достойные конкуренты

Именно Самарский оперный открыл 4 февраля марафон «Золотой маски» - 2016, показав на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу Чайковского «Пиковая дама». Эта постановка была номинирована как лучший оперный спектакль. Соискателями «Масок» являлись также Александр Анисимов - «Лучшая работа дирижера», Михаил Панджавидзе - «Лучшая работа режиссера», Ирина Крикунова - «Лучшая женская роль» и Михаил Губский - «Лучшая мужская роль».

У самарской «Пиковой дамы» было двенадцать конкурентов, в числе которых еще одна «Дама» - Мариинского театра, а также оперные спектакли Большого театра, санкт-петербургского Михайловского, Московского музыкального и Пермского оперного театров. За «Маски» в частных номинациях, наряду с участниками самарского спектакля, боролись такие мэтры, как дирижеры Теодор Курентзис и Феликс Коробов, режиссер Александр Титель, сопрано Хибла Герзмава и Ирина Чурилова – исполнительница партию Лизы с санкт-петербургском спектакле, теноры Тимони Ричардс и Алексей Татаринцев.

Вот как «разошлись» «Маски» в номинациях, в числе претендентов на которые были самарцы. Лучшим оперным спектаклем признана «Хованщина» Мусоргского в постановке Александра Тителя в московском Музыкальном театре, сам Александр Титель стал лучшим оперным режиссером – за постановку «Медеи» Керубини, а Хибла Герзмава - лучшей исполнительницей женской роли в опере - за партию Медеи. «Маски» также получили: Алексей Татаринцев - Ромео в «Ромео и Джульетте» Гуно в Театре «Новая опера» имени Колобова - за лучшую мужскую роль в опере, и дирижер этого спектакля Андрей Лебедев – за лучшую работу дирижера.

В «малой форме»


Поставленный новокуйбышевским театром-студией «Грань» спектакль «Таня-Таня» по одноименной пьесе Мухиной, который получил Гран-при Всероссийского фестиваля театров малых городов, был выдвинут экспертным советом на «Золотую маску»-2016 в шести номинациях: «Лучший драматический спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» - Денис Бокурадзе, «Лучшая женская роль» - Юлия Бокурадзе, «Лучшая роль второго плана» - Алина Костюк и Даниил Богомолов, «Лучшая работа художника по костюму» - Елена Соловьева.

На «Маске» новокуйбышевцы соревновались с двенадцатью драматическими спектаклями малой формы таких известных коллективов, как Московский и Санкт-Петербургский театры юного зрителя, Ярославский театр драмы имени Волкова. В списке «конкурентов» Дениса Бокурадзе значились режиссеры Кама Гинкас и Алексей Бородин, Сергей Женовач и Валерий Фокин, Андрей Могучий и Константин Богомолов. А одним из «конкурентов» Юлии Бокурадзе была Наталья Тенякова.

Лучшей постановкой малой формы признан спектакль «О-й. Поздняя любовь» по Александру Островскому, поставленный Дмитрием Крымовым в московском театре «Школа драматического искусства», а лучшей драматической актрисой - Мария Смольникова за роль Людмилы в этом спектакле. Лучшим режиссером драматического театра назван Андрей Могучий, поставивший спектакль «Пьяные» по пьесе Вырыпаева в санкт-петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова, лучшим драматическим актером - Сергей Волков за роль в спектакле «Кабаре Брехт» в санкт-петербургском Театре имени Ленсовета.

МНЕНИЕ

Михаил Панджавидзе, главный режиссер Самарского академического театра оперы и балета, режиссер-постановщик спектакля «Пиковая дама»:

- Участие нашего театра в номинации «Лучший оперный спектакль» в столь престижном фестивале, как «Золотая маска», дорогого стоит. Нас отобрали в высший эшелон российских театров, и значение этого события не нужно преуменьшать. Но и преувеличивать его не стоит: после 16 апреля театр оказался в начале нового витка своей биографии, и нужно снова доказывать, что мы способны добиться новых успехов. Не будем лукавить: в театре очень хотели попасть на «Золотую маску», так как это признание уровня коллектива, а сама по себе «Маска» - редчайшее событие в жизни артиста. То, что «Золотая маска» - 2006 открылась спектаклем нашего театра, стало фактом истории фестиваля. Наше выступление было не без потерь, но в целом очень достойным, и об этом нам говорили многие авторитетные люди. От нынешнего фестиваля театр получил все, на что он мог рассчитывать сегодня. И хочу заверить: это не последняя «Золотая маска», в которой мы принимали участие.



оригинальный адрес статьи