Театральная компания ЗМ

Пресса

21 апреля 2016

«Золотая Маска» для «Стального скока»

Елена Маркелова | Интернет-издание Izvestia64.ru

16 апреля в столичном музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась церемония награждения 22-й Российской национальной театральной премии «Золотая Маска».

Как уже сообщали «Известия российских регионов», лауреатами премии стали народная артистка России, актриса и режиссер Саратовского академического театра драмы Римма Белякова и художественный руководитель Саратовского академического театра оперы и балета, народный артист России Юрий Кочнев.


По возвращении из Москвы маэстро Кочнев рассказал о прошедшей церемонии и истории успешного присутствия саратовской Академоперы на «Золотой Маске» в разные годы.


Напомним, что в этом году главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета награжден за лучшую дирижерскую работу в балете Сергея Прокофьева «Стальной скок».


«Стальной скок» произвел огромное впечатление на театральных критиков, а публика (балет был представлен на сцене Большого театра) устроила саратовским артистам настоящие овации.


Премьера балета "Стальной скок" состоялась в мае 2015 года в рамках XXVIII Собиновского музыкального фестиваля. Событие крайне важное, яркое и значимое не только для театра. Поскольку премьера — это первая постановка в России одноактного балета С.Прокофьева.


Идею балета «Стальной скок» Прокофьеву подсказал антрепренер Сергей Дягилев. «Я хотел изобразить современную Россию, которая живет, дышит, имеет собственную физиономию», — так Дягилев объяснял свой замысел в интервью газете «Возрождение». Балет был создан во время увлечения конструктивизмом 20-30-х годов ХХ века. Лишь спустя 90 лет после написания почитатели жанра смогли увидеть этот балетный спектакль на российской сцене в рамках Собиновского фестиваля.


«Стальной скок» представляет собой одиннадцать самостоятельных танцев, которые, чередуясь, контрастируют меж собой. Они позволяют выразить мысли и характеры различных групп персонажей. Музыкальные средства имитируют движение машин, станков, уханье паровых молотов (изначально в либретто местом действия был обозначен завод). По версии Симонова, оно происходит то ли в автосалоне, то ли в фитнес-клубе, а может быть, в дирекции предприятия. Служебный роман топ-менеджеров, Он изменяет Ей с другой служащей, соперничество девушек, победа первой из них, фиаско второй (коллеги «разыгрывают» девушку меж собой на спичке, и несчастная бросается под машину)... Чем не сюжет для сериала? Вместе с тем, гадая, где происходит действие, кто эти люди, зритель понимает, что сюжет условен. Эта «условность» и становится главной «героиней» балета. Жесткий язык хореографии, намеренная «безэмоциональность» произведения Прокофьева, нарочитый диссонанс жестких гармоний, механика движений — авторам постановки (хореографу Кириллу Симонову; главному художнику театра, сценографу Сергею Болдыреву; художнику по костюмам Ольге Колесниковой) удалось в полной мере показать «физиономию» сегодняшней России. «Конвейерность» мышления, подмена чувств физиологической привязанностью, решение важных вопросов второпях — разве редко мы с этим сталкиваемся? Написанный почти век назад, балет удивительно точно наложился на современные реалии. Стильная хайтек-сценография, виртуозное исполнение произведения труппой, симфоническим оркестром и художественным руководителем Академоперы Юрием Кочневым сделали ноу-хау Дягилева и Прокофьева настоящим музыкальным событием.


Во время встречи с журналистами маэстро подчеркнул, что выходя на сцену за наградой, испытал некоторую неловкость, поскольку эта премия, по глубокому убеждению дирижера, в равной принадлежит хореографу-постановщику Кириллу Симонову и балетной труппе театра.


Также Юрий Леонидович напомнил о тех спектаклях, которые номинировались на «Золотую Маску» в прежние годы.


Так, опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в 1998 году была удостоена спецприз — «Золотая Маска» «За мастерское и вдохновенное исполнение музыки Д. Шостаковича» вручена художественному руководителю и главному дирижеру театра Юрию Кочневу. В 2001 году в конкурсе участвовала опера «Евгений Онегин» П. Чайковского, в 2002 году – опера «Риголетто» Дж. Верди, в 2005-ом – опера «Тоска» Дж. Пуччини (диплом фестиваля), в 2008 году – опера «Маргарита» В.Кобекина («Золотая Маска» вручена композитору Владимиру Кобекину), в 2010 году – оперетта «Бандиты» Ж. Оффенбаха (диплом фестиваля).


Юрий Кочнев тсообщил, что в этом году исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева. К этому юбилею Академопера репетирует балет «Золушка», над которой композитор работал с 1940 по 1944 год. Таким образом, в репертуаре нашего театра будет присутствовать сразу три произведения Прокофьева: «Ромео и Джульетта», «Стальной скок» и «Золушка».



оригинальный адрес статьи