ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Пресса

1 февраля 2017

«Детский Weekend» в рамках фестиваля «Золотая Маска»

Интернет-издание «Kudado»

Десять детских спектаклей со всей страны, отобранные на фестиваль «Золотая Маска», по традиции, объединены программой «Детский Weekend». Спектакли будут проходить по выходным дням, среди них — как драматические, так и кукольные постановки, рассчитанные на юных зрителей разного возраста. Для самых маленьких — петербургский «Цыплёнок» и уральские «Разноцветные сказки»; школьников увлекут красочный рамтовский «Кролик Эдвард» и чудаковатая «Фабрика слов» от Маяковки; а спектакль «Чик. Гудбай, Берлин!» в жанре роуд-муви обращается к подростковой аудитории.


Спектакль «Евгений Онегин. Своими словами» в Театре «Школа драматического искусства»
Дмитрий Крымов затеял серьезный разговор с детьми в новой постановке по роману Пушкина

Спектакль для детей и «Евгений Онегин» — на первый взгляд, понятия не совсем совместимые. Но режиссер Дмитрий Крымов уверен: дело обстоит иначе, а интерес подрастающего поколения ко взрослой литературе сильно недооценен.

Создатели постановки вовсе не намерены упрощать сюжет романа Пушкина до уровня сказки. Приемы и «ключи» детского театра нужны режиссёру для того, чтобы попытаться приоткрыть дверь в загадочный взрослый мир, в котором не только детям, но и самим взрослым подчас без посторонней помощи не разобраться.

Своими словами «Онегина» перескажут четыре героя: русская, чех, финн и француженка. Их мультикультурное общение коснётся не только событий романа, но и самого Пушкина. Как говорит Дмитрий, он был «весёлым человеком, который на самом деле был серьёзным и грустным, и которого потом убили».

Кстати, это только первый спектакль из запланированной серии. Дальше Дмитрий Крымов собирается пересказать «Мёртвые души» Гоголя, «Остров Сахалин» Чехова и даже «Капитал» Маркса.


Спектакль «Фабрика слов» в Театре им. Вл. Маяковского
Игра со словами и смыслами, облаченная в форму трогательного и проникновенного представления, — второй по счету детский спектакль, появившийся в репертуаре Театра имени Вл. Маяковского.

«Фабрика слов» — многогранный и насыщенный скрытыми смыслами спектакль, своеобразно обыгрывающий тему ценности слов. Постановка, созданная как спектакль для детей и ни в чем не выбивающаяся за рамки этого сложного и филигранного жанра, продлена вглубь, позволяя взрослому зрителю не просто прожить сказку вместе с малышами, но и задуматься о важных для своей, взрослой, жизни вопросах.

История, основанная на рассказе Аньес де Лестрад, разворачивается в мире, где ценность каждого слова конвертируется в буквальную цену. Ценовой диапазон необычайно широк, вот только позволить себе все составляющие полноценного предложения может только очень богатый человек. И маленький мальчик, герой постановки, оказывается перед непростой задачей: ему надо рассказать девочке о своих нежных чувствах, имея в наличии лишь два слова: «стул» и «пыль».

Чудаковатая, немного абсурдная история об осознании истинных чувств, которые нет нужды привязывать к пустым формальностям, оживает на сцене в череде изящных, трогательных образов, воплощенных в стилистике французских 20-х. Безмолвные мимы с проникновенным взглядом, живая, ностальгическая музыка, эстетика бродячего цирка и детская непосредственность актеров превращают увлекательную игру со словами и смыслами в незабываемое, сказочное действо.


Спектакль «Ежик в тумане» в Московском театре кукол на Спартаковской
Сказка с закрытыми глазами

В одном из старейших кукольных театров Москвы — постановка по мотивам сказки Сергея Козлова, которая стала основой для знаменитого мультфильма Юрия Норштейна, получившего 35 наград. Спектакль могут посетить зрители с ограниченными возможностями зрения.

Постановка, сделанная режиссером Натальей Пахомовой, уникальна. Она погружает маленьких зрителей в мир спектакля посредством обоняния, осязания, вкусовых ощущений, звуков. При этом дети находятся на сцене вместе с актерами. В Московском театре кукол это второй опыт подобного спектакля вслед за «Майской ночью», в которой артисты встречали публику вкусными угощениями, воссоздавали звуки природы и рекомендовали закрыть глаза, чтобы почувствовать спектакль наощупь, на слух и запах. Важно понять, что красоту можно воспринимать не только глазами.

«Ежик в тумане» — сказка о трех друзьях, Ежике, Зайце и Медвежонке, которые вместе исследует таинственный мир вокруг. Они совершают, на первый взгляд, странные действия: протирают звезды, греют остывшую траву. Но на самом деле показывают идеальный пример знакомства с жизнью: жизнь — она тут, рядом, под боком. Надо только затаиться и присмотреться. И, конечно, взять с собой самых верных друзей, с которыми не страшно бродить в вечернем тумане и так здорово смотреть на небо, сидя на бревнышке и прихлебывая чай. Эта сказка полна психологических нюансов, философии, таинственности и легкой грусти.


Спектакль «Крошечка-Хаврошечка» в постановке Театра кукол им. Аркадия Гайдара (Кемерово)
Яркий и выразительный детский спектакль по мотивам знаменитой народной сказки.

В постановке Елены Евстроповой историю о «Крошечке-Хаврошечке» рассказывают четверо актрис. Все они — сама добрая Хаврошечка, ее мачеха и сестры, явившийся в самом финале жених — представлены немного нелепыми, по-своему бестолковыми. Это лишь подчеркивает мудрость народной сказки, которая уравнивает героев в правах.

Особое очарование спектаклю придает соседство объемных кукол и рисованных элементов. Зрители будто бы оказываются внутри прекрасной детской книжки-раскладушки, яркие картинки в которой иллюстрируют сказочных сюжет.

Выразительный и лаконичный спектакль для детей полон волшебных превращений, подлинно театральных, прекрасно иллюстрирующих сюжет. Режиссер не пытается обойти жутковатые сцены, которых полно в аутентичных русских сказках, но и не акцентирует внимание на их жестокости. Простой и незамысловатый рассказ о злоключениях Хаврошечки напоминает о мудром принятии жизни, которому учит народный фольклор.


Спектакль «Сказка о царе Салтане» в постановке «Театра-Театра» (Пермь)
Вариация на тему знаменитой сказки Александра Пушкина — фантазийный и задорный спектакль с потрясающими костюмами и сценографией.

«Сказка о царе Салтане» пермского «Театра-Театра» — великолепная стилизация под фольклорное действо. Обращаясь к народному творчеству, создатели постановки сумели обойтись без кричащих красок и лубочного китча, представив публике выразительный, современный и актуальный спектакль.

Знаменитая пушкинская сказка разыграна с задором, свойственным традиционным ярмарочным балаганам. Классические строки дополнены элементами фольклорной поэзии: аутентичными напевами, закличками и наигрышами.

Особенно эффектно визуальное оформление «Сказки о царе Салтане», построенное на игре натуральных цветов и фактур. В оригинальных костюмах героев прекрасно сочетаются этнические элементы и сдержанный колорит. Сценография спектакля напоминает об архаичном театре: громадные полотна ткани превращаются в море, в простых и лаконичных декорациях угадываются силуэты кораблей и замков.


Спектакль «Разноцветные сказки» в постановке Екатеринбургского театра кукол
Красочный коллаж из маленьких, добрых сказок — спектакль, созданный для малышей, которые впервые попадают в театр.

«Разноцветные сказки» — спектакль в жанре «бэби-театра», рассчитанный на самых маленьких зрителей. Он составлен из отдельных фрагментов, маленьких сказок, рассказанных актрисой Натальей Гараниной. Впрочем, «Разноцветные сказки» скорее показывают, чем рассказывают: красочный и фактурный спектакль завораживает даже самых непоседливых малышей.

Сцена напоминает игровую комнату — дети попадают в новый мир, в котором им все понятно и, в то же время, интересно. Фантазийные деревья, полотнища ткани, разноцветные нитки и самые обыкновенные предметы становятся деталями фантастических пейзажей. В чутких руках рассказчицы оживают удивительные существа: страус на гуттаперчевых ногах и улыбчивый крокодил, слон-канатоходец и пестрый паук. У каждого — свой характер и своя пластика, и все они способны завладеть вниманием малышей, которые впервые оказались в театре.


Спектакль «Кролик Эдвард» в РАМТе
История о том, как фарфоровая игрушка учится любить и сопереживать, — спектакль Рузанны Мовсесян, объединивший кукольный театр, мультипликацию и цирковое искусство.

«Удивительные приключения кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло — сказка, которая поможет детям принять сложности взрослого мира. Это история о страданиях, которые облагораживают, о том, как утраты учат нас искренне любить и сопереживать.

По мотивам книги о странствиях фарфорового кролика Рузанна Мовсесян написала пьесу, которая и стала основой для ее спектакля. Постановки, которая позволит взрослым поговорить со своими детьми о вещах сложных и неизбежных: о смерти, утратах, боли, противостоять которым может только любовь.

Остроту проблематики режиссер сглаживает завораживающей красотой сценического решения. Прописанный до мелочей сценический образ постановки, над которым трудилась команда художников, изумительные куклы, цирковые номера, видео и анимационные проекции, живое музыкальное сопровождение — в смешении выразительных средств рождается поразительно чистая и честная история.


Спектакль «Цыпленок» в постановке Театра Karlsson Haus (Санкт-Петербург)
Камерная постановка по мотивам сказки Корнея Чуковского — спектакль для малышей от 2 до 6 лет.

«Цыпленок» — добрая и трогательная история о материнской любви, которую по наивности можно перепутать с чрезмерной заботой. Этот спектакль создан для малышей от двух до шести лет и основан на сказке Корня Чуковского, писателя, который хорошо понимал малышей и даже создал книгу об их уникальном восприятии языка.

В камерной постановке петербургского Karlsson Haus сочетаются разнообразные выразительные средства: историю разыгрывают при помощи кукол различного размера, театра теней, временами актеры переходят к доверительному общению со зрителями. Свободная рассадка в зале позволяет маленьким зрителям чувствовать себя свободно и комфортно.

Простой и понятный детям сюжет насыщен яркими, эмоциональными моментами — малыши смогут посмеяться над пляской червячков, изумиться явлению громадного черного кота. Завораживает ребят и внешняя выразительность спектакля, обилие интересных фактур и деталей.


Спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» в постановке Театра куклы и актера «Скоморох» (Томск)
Необычная кукольная постановка — смелое решение режиссёра Сергея Иванникова, который поставил сказку Пушкина без… самого Пушкина.

То есть пушкинская мысль, конечно же, присутствует, но вот его текста зрители не услышат. Слова этой сказки знают даже самые маленькие, поэтому создатели спектакля вывели на первый план визуальную составляющую, подробную и изобретательную.

В центре повествования — не золотая рыбка, затерявшаяся среди беспокойного моря из полиэтилена, а старик со старухой. Сосредоточившись на их отношениях, постановщики передали всю гамму эмоций, а помогли им особые куклы, чьи лица передают мимику. Поэтому злоба и гордыня старухи, играющей с мячиком-глобусом, как и тихая нежность старика, вышли в буквальном смысле налицо.

Постановка завоевала премии фестивалей «Ямал» и местной «Маски» в Томске. На «Золотую Маску» она заявлена в трёх номинациях: как лучшая кукольная постановка, лучшая работа художника и режиссёра.


Спектакль «Чик. Гудбай, Берлин!» в постановке Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.
История о подростковом бунте и свободе — авантюристское роуд-муви в постановке режиссера Олега Рыбкина.

«Чик. Гудбай, Берлин!» — роман немецкого писателя Вольфганга Херндорфа, одна из главных подростковых книг десятилетия. Не менее популярна и написанная по ее мотивам пьеса Роберта Коаля, которая вошла в репертуар многих европейских театров. В России «Чик. Гудбай, Берлин!» первым поставил Красноярский драматический театр, при содействии знаменитого Гёте-института.

В основе сюжета — хрестоматийная история о приключении-побеге двух друзей. Герои, отнюдь не самые примерные и благополучные ученики обыкновенной берлинской школы, угоняют старую «Ниву» и пускаются в странствие по стране. В пути им предстоит сделать множество открытий: друг о друге и себе самих, о жизни и людях вокруг.

Используя минимум выразительных средств, режиссер Олег Рыбкин разыгрывает динамичное роуд-муви, пронизанное ощущением истинной свободы. На сцене — лишь пара школьных парт, экран, на которых проецируют видео, и двое героев. Доверительный тон, искренность, с которой они рассказывают о своих похождениях, позволяют зрителям проникнуться историей, в которой юношеский азарт сочетает со щемящей грустью.

оригинальный адрес статьи