Театральная компания ЗМ

Пресса

26 марта 2010

Мария Литвинова, Вячеслав Игнатов, Екатерина Ивушкина: «Эпос о Лиликане»

материал подготовила Марфа Некрасова | газета «Золотая Маска», №1

Велипуты Маша Литвинова и Слава Игнатов
поставили спектакль «Эпос о лиликане
» в Лиликанском Большом Королевском Академическом Народном театре драмы, оперы и балета, а велипут Катя Ивушкина оформила его. Лиликане — это великий народ
с великим театром, посмотреть спектакли
которого велипуты могут только через окна здания храма искусства.
(Номинация — «Лучший спектакль
театра кукол»)

Что бы вы сделали, если бы лиликане вдруг ожили?

Маша: Они же живые! Что за вопрос такой? У нас очень долгие взаимоотношения
с лиликанами. Мы уже много чего сделали вместе. Если говорить о планах на будущее, у нас со Славой есть идея поставить
спектакль о лиликанах в космосе. Они вообще-то первые покорили космос, за это право боролись Америка и Советский
Союз, но Лиликания всех опередила. Мы бы хотели восстановить историческую
справедливость.

Если бы вы попали в страну лиликан, чем бы вы стали заниматься там?

Маша: Дело в том, что лиликане не дают велипутам виз, многие велипуты просили политического убежища в Лиликании,
особенно после финансового кризиса. Но это нереально, потому что их остров настолько мал, что один велипут займет сразу половину. Ну а заниматься в Лиликании можно только искусством, это главное дело государства, они им живут.


Слава: Конечно, у них тоже есть политика,
но эта область лиликанской жизни не особенно почитаема, и дом правительства
в Лиликании выглядит не особенно пристойно. (Показывает пальцем на карте Лиликании. Здание выглядит как летний дачный
туалет.)


Маша: Его Величество король Лиликании
по совместительству директор театра. Он вместе со всем двором проживает
в здании Лиликанского Большого Королевского Академического Народного
театра.


Слава: Поэтому проблем с финансированием
постановок у них не возникает.



Как вы объясняете то, что Лиликанский
театр только сейчас обратился к постановке эпоса?


Маша: У лиликан раньше был только один спектакль: «Два дерева, или Трагическая
история о романтической любви Принцессы-Красавицы и Короля Золотых Россыпей, о злобном и коварном Карлике, жившем в апельсиновом дереве и жестокой
Фее Пустыни, разлучившей влюбленных
». Спектакль был идеальный, и лучше сделать было невозможно, а делать хуже, как вы понимаете, смысла нет. Так он
и шел один на лиликанской сцене.


Слава: В связи с возрастающим интересом
велипутов к лиликанской культуре…


Маша: … Лиликане решили познакомить
нас с истоками великой лиликанской
культуры. И Его Величество повелел поставить на сцене Лиликанского театра самое древнее литературное произведение
«Эпос о Лиликане».


Давили ли на вас укоренившиеся традиции
постановки на сцене
Лиликанского театра?


Катя: По-моему, лиликане очень демократичные.


Маша: Васильеву позволили сжечь декорации, Гуэрре позволили все утопить,
нам позволили… кино использовать
в театре.


Как вам работа с актерами лиликанского
театра?


Слава: Идеальные актеры, по Гордону
Крэгу, это актер-марионетка.


Маша: Они делают все, что попросишь.
Хочешь…


Слава: …подпрыгнут до потолка.
Маша: Да! Хочешь — под водой играют
без акваланга. Отлично поют, кстати.


Слава: Универсальные актеры. Хотя — систему Алексеева берут, хотят…


Маша: …Михаила Чехова. Даже системой
Васильева овладели в процессе работы над «Мизантропом»!


Катя: А как они с Цискаридзе танцевали…
ну это что-то!


Вам не кажется, что формат Лиликанского
театра может затмить сами постановки?



Слава: Для тех, кто никогда не видел Лиликанского театра, может быть, так и будет.


Маша: Но постоянных зрителей уже много.
Слава: Один из зрителей сказал:
«Я многое видел в Лиликанском театре, но вы сумели меня удивить!»

Как строится ваш процесс работы? Вы делитесь или работаете в тандеме?


Слава: Мне самому интересно послушать.
Я помолчу.


Маша: Это очень сложно.


Слава: (к Маше) Я, наверное, ничего не делаю?
Маша: Да, мы чуть не развелись. Поскольку
у нас, к сожалению, не распределены
обязанности внутри нашего коллектива.


Слава: Мы все делаем всё.


Маша: Вот Кате хорошо. У нее была отдельная сфера деятельности — художественная
часть и руководство лиликанскими
мастерскими.



У вас есть своя версия происхождения лиликан? Или вы полностью придерживаетесь
легенды?



Слава: В этом спектакле все раскрывается.
В лиликанской космогонии мы нашли подтверждение тому, что Чарльз Дарвин был абсолютно прав, когда сказал,
что «Жизнь вышла из воды».


Маша: Надо сказать, что многие велипутские
легенды произрастают именно из лиликанского комогонического мифа. Я говорю о Древе, на котором располагается
Лиликанский мир.


Слава: Там довольно плотно переплетены
миф и реальность, и отличить одно от другого практически невозможно.



Для кого Вы сделали спектакль: для детей, для взрослых, для лиликанов или для себя?


Маша: Стояла задача сделать детский спектакль. Однажды был такой интересный
эпизод. На спектакль пришли дети, действительно дети, им было года по четыре
и меньше, их родители, как обычно,
сказали, что их дети — самые умные, были в театрах неоднократно. И на первой
же сцене, когда лиликане закричали, побежали и потащили разные предметы, дети хором зарыдали. Так что я усомнилась,
детский ли это спектакль.


Слава: Должна же быть какая-то граница.
Детский спектакль от…и до. А у нас детство продолжается до шестнадцати лет, пока паспорт не выдадут.


Катя: Не у всех. У некоторых продолжается
и дольше.


Слава: Что о нас говорить, до сих пор в куколки играем.


Маша: Если говорить серьезно, то мы со Славой убеждены, что самое главное в детском спектакле — чтобы он нравился взрослым.


Слава: Ребенку даже новогодние елки нравятся, несмотря на их качество. Ребенок вообще радуется, когда ему уделяют
внимание. А если спектакль нравится
взрослым, то детям он уж точно понравится.


оригинальный адрес статьи