Театральная компания ЗМ

Пресса

22 апреля 2010

Москва говорит матом

Саша Денисова | Русский репортер

Основным сюжетом нынешней «Золотой маски» стало то, что Москва по количеству наград обошла и Питер, и провинцию. Призы во всех драматических номинациях достались столице. Плохо это или хорошо, сказать сложно, но ясно одно: провинция столицу ничем не удивила. Вместо этого московским зрителям пришлось удивляться самим себе



Питер не потеснил Москву даже в области музыкального театра, где шансы двух столиц традиционно были равны. Четыре «Маски» — лучшему режиссеру, лучшему актеру и актрисе и лучшему спектаклю — получил мюзикл «Продюсеры», поставленный в мос­ковском театре Et Cetera: в бродвейской постановке звучат тексты Алексея Кортнева и поют звезды — Максим Леонидов и Егор Дружинин.


Правда, в номинации «Оперетта и мюзикл» две «Маски» дали питерскому спектаклю «Шербурские зонтики», поставленному режиссером Василием Бархатовым в театре «Карамболь», и три увезла с собой Мариинка. Но по итогам Москва все равно обогнала Питер: одна «Маска» досталась Большому театру и целых пять взял «Стасик» — Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. В числе прочих там наградили режиссера Александра Тителя и композитора Владимира Кобекина.


Провинции достались «Маски» в номинациях «Балет» и «Современный танец». Спектакль «Ромео и Джульетта» петрозаводского Музыкального театра получил награду за лучшую мужскую роль, а «Балет Евгения Панфилова» из Перми — за лучший спектакль. Больше провинция не получила ничего, если не считать абсолютно заслуженную спецпремию жюри, которую присудили пермскому театру «У Моста», открывшему в свое время России радикального драматурга Мартина Макдонаха.


— Это театр, который 22 года ставит сложный и разнообразный репертуар и задает тон российской провинции, — сказал председатель жюри Анатолий Смелянский, обозначив таким образом место довольно-таки экспериментального театра «У Моста» в ряду главных, солидных и признанных.


Это тем более важно, что остальные находки молодых и смелых режиссеров из регионов не были отмечены никак. «Макбет» Тимофея Кулябина из Новосибирска, «Горе от ума» в трэшевой эстетике с цитатами из Мейерхольда от Игоря Селина в старейшем ярославском Театре имени Волкова и «Толстая тетрадь» кировского режиссера Бориса Павловича — спектакли спорные, но полные энергии и желания высказаться, которых так часто недостает «вылизанным» постановкам обеих столиц.


Жюри «Золотой маски» предпочло им спектакли более безупречные и конвенциональные — безусловные хиты прошлого сезона, нашумевшие премьеры. Так, лучшим режиссером нынешней «Маски» стал Юрий Погребничко, худрук театра «Около дома Станиславского», мастер, чьи философские спектакли уже более четверти века критики зовут «театром в ватниках и шинелях», а зрители ходят на каждый из них по десять раз. Французского драматурга Лагарса, умершего от СПИДа, здесь поставили раньше всех, и именно за этот спектакль — «Ля Эстрада» — Погребничко получил свою «Маску».


А самую главную «Маску» получил громкий хит — «Рассказы Шукшина» латышского режиссера Алвиса Херманиса в Театре наций.


— Шукшин — родственник всем русским людям, — сказал со сцены Херманис, мастер документальных историй о простых людях. — В нашем пластмассовом мире, где остается все меньше настоящего, он был настоящим.


Если главные награды были предсказуемы (их раздали признанным мастерам и громким проектам), то в финале церемонии случилось то, ради чего, собственно, и стоит из года в год проводить фестиваль «Золотая маска». Вручение еще одной спецпремии жюри предварялось речью Смелянского — самой длинной и обстоятельной за всю церемонию: было такое ощущение, что традиционалистскую часть теат­ральной общественности готовят к неожиданному удару.


Так и вышло: «Золотую маску» получил московский режиссер Михаил Угаров за самый громкий, скандальный и, пожалуй, самый новаторский спектакль сезона — «Жизнь удалась».


— Задача театра — отражать то, что происходит в современной жизни, — оправдывался Анатолий Смелянский за этот выбор. — Россия развивается трудно, и театр пытается понять, что это за языковая реальность, что это за молодые люди, которым не хочется брать в рот ни одного цензурного слова и которые десятью словами могут выразить все, что их волнует.


Пьеса Павла Пряжко, по которой поставлен спектакль, написана почти исключительно матом. Председатель жюри подчеркнул, что спектакль при этом поставлен интеллигентным человеком и сыгран пятью интеллигентными актерами — ведь и романы о педофилах, к примеру, совершенно не обязательно пишут любители маленьких детей.


Награждение угаровской постановки «Жизнь удалась» — наиболее важная тенденция нынешней «Золотой маски». В этом году в рамках фестиваля появилась программа «Новая пьеса», состоящая из читок и спектаклей по пьесам современных драматургов. И это — настоящая победа новой драмы: современная драматургия и актуальный театр впервые вошли в самый престижный конкурс страны наравне с тем, что простой зритель привык считать театром. «Маска» Михаила Угарова — одного из идеологов новой драмы — свидетельствует о том, что ситуация меняется: возможно, традиционный русский театр будет пристальнее присматриваться к пьесам ныне живущих авторов, а не только к Чехову.


Хотя и Чехов тоже хорош.




оригинальный адрес статьи