Театральная компания ЗМ

Пресса

23 апреля 2010

Муттершпрахе

Анатолий Смелянский | Итоги

Завершившаяся в Москве "Золотая маска" подтвердила: люди на сцене отныне говорят на том же языке, что и на улице
Я за "Золотой маской" слежу внимательно с момента ее рождения. Был в разные годы председателем жюри, членом экспертного совета и хотел бы сразу заметить, что в сознании нашей театральной общественности она по сей день не заняла того места, какое занимают аналогичные награды в других странах. Ну, скажем, "Оскар". Когда американцы хотят подчеркнуть, что Михаил Чехов - великий артист, то непременно заметят, что он номинировался за фильм Хичкока. Хотя и не получил статуэтки. Как и на Олимпиаде, мы признаем только золотые медали, только абсолютных победителей. А то, что театр или артист были выдвинуты на конкурс, отмечены среди 600 российских театров, словно пролетает мимо сознания. Не завоевав "Маски", провинциальный театр возвращается домой не победителем, а побежденным и оплеванным. Вот такой у нас менталитет.

Из года в год возникает одна и та же проблема. На эту премию театры выдвигают себя сами, если считают, что создали достойный в соответствующем сезоне спектакль. Затем шесть-семь критиков ездят по стране, смотрят диски, чтобы отобрать участников конкурса. Жюри и эксперты - две совершенно независимые друг от друга институции. Однако не помню случая, когда во время фестиваля все бы вокруг не вопили: "Как можно было напривозить такое?!" Некоторые даже договариваются до страшного слова "коррупция". Ну право, смешно. Лично я не сомневаюсь, что это бескорыстный и добросовестный выбор, возможно, лишь отчасти скорректированный вкусовыми и групповыми привязанностями. Думаю, что при всех минимальных погрешностях афиша отражает реальные процессы, происходящие в современном театре.

Я посмотрел все до одного спектакля. Совершенно очевидно, что произошла смена языка, описывающего современную действительность. Я говорю нейтрально, а надо бы сказать проще и наглее. Драматическая литература, так же как проза и кинематограф, произвела операцию по уравниванию языка живой жизни с языком искусства. Процесс начался в конце 80-х годов, когда Сорокин, Пелевин и другие восстали против уравнительной советской официозной речи, не позволявшей живому русскому языку сквозь нее даже проглядывать. И теперь люди на сцене выражаются так, как они это делают в быту. Несколько лет назад подобное шокировало и обсуждалось, сейчас стало просто данностью. Когда смотришь спектакль интеллигентного режиссера Михаила Угарова, поставленный по пьесе Павла Пряжко и сыгранный пятью очень симпатичными артистами, то понимаешь, что персонажи объясняются с помощью ненормативной лексики не по воле автора, а потому, что другого языка у них просто нет. Они спрягают и склоняют слова каким-то удивительным образом и только так выражают себя даже тогда, когда им приходится передавать непростые чувства. Кстати говоря, Борис Леонидович Пастернак назвал такую речь "муттершпрахе". Пьеса Пряжко не магнитофонная запись, она драматургически выстроена. К тому же они этим языком обсуждают все вопросы бытия - счастье, любовь, секс, детей, школу... Современный русский театр пытается сделать срез массовой жизни, которую я, человек, живущий в центре и выходящий вечером на Патриаршие пруды, наблюдаю в полном объеме. Я не хочу отмечать это явление как знак плохой или тревожный. Чехов бы назвал диагнозом. Причем поставленным искусно, с очень тонким слуховым чутьем. Подобный язык давно вышел за пределы Театра.doc. Пермский театр "У Моста", работая с драматургией Макдонаха, воспринимает подобный язык как часть канонизированной эстетической системы. Да так оно и есть. В этом смысле мы часть не скажу мирового, но европейского и отчасти американского процесса, где давно пользуются словарем "живага" языка. Дальше встает вопрос: "Ну и что?" Все слова использованы. В каком-то смысле это шахидизм художественный. Куда дальше, ребята? Правильно, что национальный театральный фестиваль демонстрирует и мейнстрим, и обочину. И правильно, что стремится мейнстримом стать.



Печально другое: провинциальный театр все же не может конкурировать даже со средними московскими спектаклями. И я хочу сделать предложение. Стоит, по-моему, реорганизовать "Маску" по примеру фестиваля "ТЭФИ-Регион". Что даст ей общероссийское дыхание, позволит избежать многих неловкостей и проявит неисчерпаемый потенциал артистов, работающих на наших бескрайних просторах.

Если быть до конца честным, то, посмотрев 16 спектаклей, я должен констатировать: прорывов в неизведанное, обновления языка режиссуры и актерского оснащения я не увидел. Чтобы охарактеризовать нынешний фестиваль, воспользуюсь терминологией из финансовой сферы. Иногда слышу по телевизору, что рынок поднимался-поднимался, а потом раз - и остановился. Комментатор в таких случаях замечает: "Рынок попытался зафиксировать прибыль". Вот и мы в этом году зафиксировали.




оригинальный адрес статьи