Театральная компания ЗМ

Пресса

22 апреля 2010

Горе на гладком месте

Наталия Каминская | газета "Культура"

Нынешний фестиваль раскинулся в стороны от конкурсной программы в гораздо большей степени, чем предыдущие. Во всяком случае, по части раздела "Драма" отсмотреть все, что нам вознамерились показать, было попросту невозможно. Приходилось лавировать между основным конкурсом, программой "Russian case" и программой "Маска плюс-2010". Только самые дотошные знатоки, знакомые с уставом национального фестиваля, понимали при этом, почему тот или иной спектакль попал в сопутствующую, а не в соревновательную программу. Да и то не всегда. Неудивительно, что увиденное "сбоку" иной раз переигрывало то, что выставлено на "магистрали". Например, польский спектакль режиссера Г.Яжины "У нас все хорошо" стал явным фаворитом. Он, разумеется, никаким образом не мог бы соревноваться с нашими спектаклями, ибо "Золотая Маска" - конкурс российский. Но само расширение обозримого поля - весьма плодотворный фестивальный ход, делающий "Маску" мощным и масштабным театральным марафоном. Вот тут-то и рождаются неизбежные, хотя явно незапланированные выводы. Теперь уже не скажешь, что "Маска" представляет узкую, субъективную картину современной театральной жизни. Картина вон какая широкая, аж до горизонтов. Другое дело - соревнуется за награды в ней по-прежнему только то, что вышло в прошлом сезоне, и то, что из этого сезона было отобрано экспертами.

Несмотря на солидный список и приличную "географию" участников, нынешняя картина воображение не поражает. "Ксения. История любви", спектакль В.Фокина в Александринке, уступает его же постановкам прошлых лет (два года назад картина обновленного при Фокине Александринского театра была мощной и впечатляющей). История Ксении, женщины, которую нешуточные жизненные испытания сделали почти что святой, в жесткой концептуальной режиссуре В.Фокина представлена как статичный результат, сам же процесс, сам духовный путь героини остается "за кадром". "Месяц в деревне" БДТ имени Г.А. Товстоногова в режиссуре А.Праудина и сценографии А.Орлова предстал тягучим и неподвижным, как летний зной. Очень красивые сценические картинки и минимум внутреннего движения, а тем более темперамента - не всякая птица способна в таком режиме дождаться развязки тургеневского любовного сюжета. Правда, старшее поколение актеров позволяло себе внутри спектакля откровенно концертные номера. В другой ситуации этот "низкий жанр" надо было бы осудить, но среди царящей на сцене скуки он смотрелся островком театральности, вызывающим хоть какие-то эмоции.

Зато шекспировский "Макбет" молодого режиссера Т.Кулябина (Новосибирский "Красный факел") вышел веселым. Тут ведьмы - девчонки подросткового вида, а шотландские вояки напоминают современный криминалитет средней руки. К тому же каждый танцует, что вовсе не возбраняется, была бы ясна цель сценического высказывания. Увы, кровавая шекспировская трагедия смотрится эдакой молодежной игрой, в которой есть драйв, есть несколько талантливо придуманных сцен, но решительно нет серьезного замысла. А вот в ярославском "Горе от ума" (Театр имени Ф.Волкова, режиссер И.Селин) замысел могуч. Спектакль, нашумевший задолго до приезда на фестиваль, но вызвавший у нас резкую отповедь московской критики, имеет непривычный нынешним временам тематический замах. Тут Чацкий говорит не только грибоедовским стихом, но строками из Пушкина, Пастернака, Бродского. Совершенно очевидно, что Селин ставил историю русских поэтов, вечно гонимых и уничтожаемых в собственном отечестве. А еще он ставил историю живого человека, попавшего в мир, где царствует эрзац всех видов и времен. Эпохи в спектакле смешаны в невероятный компот. Ненавистная Грибоедову французомания выливается в современные, дешево-гламурные французские песенки и слезливо-мелодраматические экранные изображения. Массовки легко переходят от классических па к танцам дискотек. Рядом с Фамусовым, облаченным в дорогой спортивный костюм, возникает Скалозуб при полном параде наполеоновской эпохи. В грандиозной конструктивистской сценографии А.Орлова читается явный привет легендарному спектаклю Вс.Мейерхольда. Давно Москва не видывала такого варварского зрелища. И все же именно в нем, несоразмерном, несусветном, совершена невиданная по нынешним индифферентным временам попытка протянуть историю Чацкого через эпохи, заставить самую гражданственную русскую пьесу и сегодня звучать громче, чем звучит локальная семейная драма. Можно сказать, режиссер нарвался на горе, как Чацкий. А можно - нашумел и только, как Репетилов. Зато равнодушных не осталось.

Помнится, не было равнодушных и по отношению к "Иванам" - спектаклю А.Могучего, и к "Грозе" в постановке Л.Эренбурга, показанным на одной из "Масок". Нынче, кроме "Горя", спектаклей, о которых спорят до хрипоты, нет. Есть, как всегда, достойно прочитанный Пермским театром "У моста" Макдонах ("Калека с Инишмана", режиссер С.Федотов). Есть приятное новое знакомство - впервые попал в программу "Маски" Кировский "Театр на Спасской". Молодой режиссер Борис Павлович взялся за жесткий текст А.Кристофа о Второй мировой войне, и получился искренний, обаятельный спектакль.

Есть, наконец, "Трамвай "Желание" Коляда-театра с вполне предсказуемым Стенли Ковальским и не менее предсказуемой Бланш Дюбуа. Их соответственно играют замечательные артисты О.Ягодин и И.Ермолова, когда-то поразившие нас в ролях Ромео и Джульетты (вот еще был спектакль, о котором спорили до ругани). Артисты по-прежнему хороши. Стенли - Ягодин - не мужественный, зато жестокий, почти фашист. Бланш - Ермолова не женственна, скорее, мужеподобна, но очень несчастна. Знаменитая история Т.Уильямса совершает у Н.Коляды вот такой поворот, поставленный и сыгранный, впрочем, весьма убедительно.

Московский "пакет", вроде бы неплох, но бывал и поувесистее. "Троил и Крессида" Р.Туминаса (Театр имени Евг.Вахтангова) - все же не "Дядя Ваня", таких темпераментных "за" и "против" явно не вызовет. "Старший сын" К.Богомолова ("Табакерка") - тоже не столь дерзок, как бывший номинант, пьеса "Много шума из ничего", прочитанная режиссером в Театре на Малой Бронной как история времен дуче Муссолини. "Opus № 7" Д.Крымова, на мой взгляд, уступает его же спектаклю "Донкий Хот". Спектакль Е.Каменьковича "Улисс" в "Мастерской П.Фоменко" - более поступок по освоению несценичной прозы Дж.Джойса, чем увлекательное театральное сочинение. Есть еще абсолютно обаятельные спектакли с печатью авторского стиля (и это, конечно, немалое достоинство): "Река Потудань" С.Женовача (Студия театрального искусства), "Ля, эстрада" Ю.Погребничко (Театр "Около"), "Свадьба Кречинского" А.Левинского (Театр имени М.Н. Ермоловой).



Ну и "Рассказы Шукшина", спектакль прославленного латыша А.Херманиса в Театре Наций. Вокруг него, к слову, споры все же были. Не столь радикальные и пылкие - отличная, на мой взгляд, работа Херманиса провокаций не содержит. Это не его же "Ревизор", в котором и временная перестановка, и карикатурные персонажи вызывали в свое время немало разных толков.



Спросите, чего это автор - все о спорах да о ругани? К чему все это? А к тому, что "Золотая Маска" весьма выросла и окрепла за последние годы и многое может себе позволить. Однако в конкурсной программе (которая, конечно, отражает реальность) очень уж как-то все умеренно и аккуратно. Это, в свою очередь, скучно. Одно "Горе" вышло лохматым, нечесаным и обруганным. Надо полагать, потому, что в России оно все еще - от ума.


оригинальный адрес статьи