Театральная компания ЗМ

Пресса

22 апреля 2010

Эпос понарошку и всерьез

Александра Василькова | газета "Культура"

Готова поверить, что строгие эксперты отобрали три действительно самых-самых лучших кукольных спектакля, но мне кажется, я перестаю понимать, что, собственно, такое спектакль, и с какими мерками подходить к тому, что показывают. Или обходиться без мерок? Постараться забыть все, что знаю и видела? Боюсь, это не очень правильный подход, да и не получится.

Долго думала, с чего начинать - с плохого или хорошего, потом решила: говорить надо о том, что дает материю для разговора, а потому сейчас поговорю о двух эпических произведениях, а про арабскую сказку расскажу под конец.

"Эпос о Лиликане", сочиненный "велипутами" Машей и Славой - режиссерами Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым, прекрасен, но где провести границу, о чем говорить - о проекте Театра "Тень" или об очередной постановке "загостившегося" у нас, на наше счастье, Лиликанского театра? (Напомним, внутри Московского театра "Тень" есть Лиликанский театрик размером с макет, и зрители, и актеры которого - величиной с мизинец.) Режиссеры - пара вполне самостоятельная, это уже и по дебюту было видно, "ученики Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума" - нисколько не означает "подражатели", миф о происхождении лиликанского народа, о Лиликане, который сам с собой сражался, сам себя потерял и сам себя искал, - их собственное творение. Да, конечно, и этот мотив, и мотив Мирового Древа, по которому герой странствует, существовали и раньше - но по условиям игры так и должно быть. Но что останется в памяти от спектакля? Полный лиликан зрительный зал, буфет в антракте с бутербродами размером пять на пять миллиметров и музей. Не то чтобы рама заслонила картину, но, может быть, лиликанский театр - не обрамление, а суть, то есть сам себе спектакль, а действие ни при чем?

Театр "Тень" очень обаятельный, там попросту хорошо быть. Только входишь за порог - и блаженствуешь. Придуманная Эпельбаумом и Краснопольской игра в Лиликанский Большой Королевский Академический Народный Театр драмы, оперы и балета - чудесная игра, и играют в нее - не играют даже, а играем, потому что, само собой, тоже в нее включаемся, - на полном серьезе, как только и возможно, и реальность лиликанского мира с годами становится лишь убедительней. И получается, что оценить работу режиссеров можно только изнутри этого мира, работу художника Екатерины Ивушкиной - только воспринимая здание театра вместе со всей машинерией и зрителями как данность. И ведешь с собой бесконечный диалог: а если бы это было в другом пространстве, что осталось бы от спектакля? Но ведь это был бы тогда совсем другой спектакль... Должно быть, все эти рассуждения следует приберечь для ученых сочинений о природе условности, а сейчас просто побыть, пока можно, в этом мире с той же долей полной игровой серьезности, с какой живут в нем авторы спектакля. Для того чтобы убедиться, насколько они здесь обжились, достаточно услышать ответы на вопросы зрителей, не текст пьесы и не текст лекции, предваряющей спектакль, а то, что надо придумать на ходу, когда идет чистейшая импровизация.

После Лиликанского театра я с некоторой даже робостью шла на "всерьез-эпический" спектакль Театра "Ульгэр" из Улан-Удэ "Под вечным светом кумалана". Кумалан оказался ковриком в чуме, он шьется из оленьих шкур и "может содержать шаманское знание о верхнем и нижнем мирах", но эти ценные сведения я почерпнула из программки. Происходящее же на сцене - красиво, скучновато и не очень понятно. Показалось, что режиссер и один из двух художников спектакля Эрдэни Жалцанов слишком погрузился в эвенкийские легенды и слишком старательно их воспроизвел - без всякого личного отношения. Собственно, спектакля в привычном понимании здесь и нет. Это даже не этнографическое воспроизведение, это больше похоже на магическое действо, вот только химический какой-то, анилиновый свет мешает в эту аутентичность полностью погрузиться. Хочется все то же самое смотреть где-нибудь на природе, при естественном освещении. Натуральные лосиные и оленьи рога - это замечательно, но залу совершенно безразлично, с какими рогами бегают актеры, ему надо, чтобы можно было поверить в оленя. Как тут не вспомнить "Бемби" в ЛенТЮЗе времен З. Корогодского, где актеры заставляли поверить, действуя в буквальном смысле слова голыми руками, не подражали пластике животных, а перевоплощались в них.

Я бы не назвала работу Жалцанова спекуляцией на экзотике, нет, это все сделано честно, искренне, всерьез, но это немножко не театр - как мне кажется.

А пензенский спектакль "Мой друг джинн" вызвал недоумение. Ведь сказка об Аладдине знакома многим не только по известному мультфильму студии "Disney", а потому варево, состряпанное Владимиром Бирюковым из условно-восточных мотивов, показалось несъедобным.

Придуманные художником Виктором Никоненко дома-кувшины сами по себе хороши, увидь я их на выставке - восхитилась бы, как неожиданно и как точно взят образ для этой сказки. Но вот беда - в спектакле они никак не работают. Да, собственно, и спектакля-то никакого нет. Драматургия отсутствует, сюжет невнятный, что происходит - ни понять, ни описать невозможно. Единственная "фишка" - это джинн, единый в двух лицах, да и то это не собственная фантазия, а заимствование, двое из ларца нам давно знакомы. Нестерпимо пошлые куплеты и скверный, как определение "лица кавказской национальности", псевдовосточный акцент матери главного героя. Отсутствие финала, а самое печальное - отсутствие смысла во всем происходящем.

После увиденного уже в который раз захотелось попросить убежища в Лиликании, да, говорят - не дают, слишком многие хотели бы, а места в стране маловато. Зато - сегодня только увидела на сайте - Театр "Тень" приглашает стажеров для обучения и работы в ЛиБКАНТДрОпБ. Соблазнительно.


оригинальный адрес статьи