Театральная компания ЗМ

Пресса

22 апреля 2010

Гамлет против Ивана Денисовича

Дмитрий Морозов | газета "Золотая Маска"

В нынешнем году музыкальная "Маска" преподносила сюрпризы более чем неприятного свойства практически на всех ее этапах. Не только, как стало уже печальной традицией, на уровне решений экспертного совета. На сей раз экспертами не были отобраны такие событийные спектакли, как "Христос" А.Рубинштейна в Пермском театре оперы и балета и "Распутин" Дж.Риза в "Геликон-опере", но при этом номинировалась откровенно слабая "Свадьба Фигаро" Екатеринбургской Оперы. В мюзикле без зазрения совести номинировали одиозного "Монте-Кристо", а в оперетте начисто проигнорировали лидера - Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, любой спектакль которого, даже и не самый удачный, на несколько порядков выше того, что было отобрано и представлено в этом жанре: провинциально-самодеятельных "Бандитов" Ж.Оффенбаха (Саратовский театр оперы и балета) и весьма сомнительного капустника под названием "Вечер классической оперетты" от Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Впрочем, в сравнении с прошлым годом нынешний результат работы экспертов все же не столь скандален.



А дальше засбоил организационный механизм представления отобранных спектаклей на фестивале. Сперва по независящим от "Маски" причинам из игры выбыл новосибирский "Макбет" Дмитрия Чернякова, на которого делалась главная ставка. Затем - не из игры, но из фестивальной афиши - вылетели все оперные постановки Мариинки, коих было номинировано три (или даже пять, если считать по отдельности каждую из одноактовок, входящих в состав "Гоголиады"). От Новосибирской Оперы номинировался еще и "Князь Игорь", для которого в Москве не нашлось подходящей площадки. В итоге в столицу, наряду с эпохальным "Одним днем Ивана Денисовича" Александра Чайковского (Пермский театр оперы и балета) приехали еще только два оперных спектакля, которых как раз в афише "Маски" вполне могло бы и не быть: не слишком удачный "Дон Жуан" от "Санктъ-Петербургъ Оперы" да упомянутая екатеринбургская "Свадьба Фигаро" - абсолютно никакая (и талантливый маэстро Фабио Мастранджело ее отнюдь не спас, продемонстрировав в данном случае лишь брутальный напор и крупный помол). Правда, в этом году, в отличие от прошлого, Москва вновь стала активным игроком на фестивальном оперном поле, забрав в конечном счете едва ли не все главные призы. Справедливо ли? А вот это очень большой вопрос.

Глядя на пестрый, как никогда, состав жюри по музыкальному театру, в котором явственно доминировали люди балета и современного танца, а за оперу представительствовали лишь дирижер, сценограф да пара критиков, можно было ожидать самых странных решений. И они не замедлили воспоследовать.

Явным абсурдом, чтобы не сказать самодискредитацией жюри, можно назвать откровенное игнорирование главного события программы - "Одного дня Ивана Денисовича". Правда, "лучшим дирижером" был все-таки признан Валерий Платонов, и это вдвойне справедливо (тем самым перед ним как бы извинились и за прошлый год, когда эксперты "позабыли" номинировать его за монтевердиевского "Орфея"). Но награды по всем прочим номинациям были розданы спектаклям, на порядок менее значительным. Ничего не имею против "Лючии ди Ламмермур" Театра имени Станиславского, но назвать именно ее "лучшим спектаклем"? Признаю несомненные достоинства "Гамлета" того же театра, но предпочесть его "Денисовичу"?..

Конечно, при переносе на московскую сцену последний кое-что потерял, но главное сохранилось. И по силе художественного воздействия этот спектакль (режиссер Георгий Исаакян, сценограф Эрнст Гейдебрехт) нельзя сравнить ни с одним другим. А что касается самого произведения Александра Чайковского, то таких опер, в которых сочетались бы столь пронизывающее эмоциональное воздействие, музыкально-художественный масштаб, да при этом еще и музыкальный язык, нисколько не упрощенный, но вместе с тем вполне ложащийся на слух, - таких оперных партитур у нас не появлялось, по крайней мере, несколько десятилетий. И такую реакцию зала на оперных спектаклях встретишь в наше время куда как нечасто. Не говоря уже о том, что сегодня, на фоне непрекращающихся попыток реабилитации сталинизма, это произведение воспринимается еще и как гражданский поступок. Но... жюри отдало предпочтение "Гамлету" Владимира Кобекина - не только по части режиссуры, но даже и в номинации "лучшая работа композитора".



Дело не в том, кто из двух выдающихся российских композиторов, Кобекин или Чайковский, лучше или, наоборот, хуже: подобная постановка вопроса нелепа сама по себе. Дело в конкретных сочинениях. Кобекинский "Гамлет" - партитура чрезвычайно интересная, но только воспринимаешь ее почти исключительно головой. А "Иван Денисович" по-настоящему потрясает. Нетрудно, впрочем, предположить, что жюри голосовало в данном случае не столько даже за Кобекина, сколько против Чайковского: у представителей Санкт-Петербургской консерватории, где он еще недавно был ректором, с ним свои счеты, а для приверженцев музыкального авангарда такое вот непосредственно эмоциональное воздействие музыки всегда было подобно "красной тряпке". Кобекин, конечно, тоже далеко не авангардист, но в "Гамлете" играет во многом на поле постмодернизма, да еще и со столь любезным иным из арбитров стебом...

Надо заметить, уже не первый раз на "Золотой Маске" возникает ощущение, будто по разделам "опера" и "оперетта / мюзикл" вердикты выносили два совершенно разных жюри. Потому что если в опере результаты голосования во многом вызывали недоумение, то во втором из этих разделов они оказались стопроцентно адекватными. Возможно, еще и потому, что в первом случае немалую роль сыграл административный ресурс, тогда как во втором объективные достоинства спектакля-победителя и влиятельность руководства представившего их театра полностью совпали. "Продюсеры", напомним, уже завоевали главный приз "Музыкального сердца театра" и "Гвоздь сезона". Главным конкурентом "Продюсеров" позиционировались "Шербурские зонтики" от Театра "Карамболь" из Санкт-Петербурга, взявшие в итоге призы за лучшие работы дирижера и сценографа. И действительно, благодаря превосходной работе Всеволода Полонского музыка Мишеля Леграна, несмотря на достаточно скромные ресурсы Театра "Карамболь", прозвучала не только с пронзительной искренностью, но еще и весьма стильно. А Зиновий Марголин превзошел в этом спектакле самого себя, создав изящную, немного эстетскую и очень динамичную, двигающуюся "картинку" и вписав в нее человеческие фигуры. Режиссер Василий Бархатов, чье присутствие в спектакле минимально, сумел использовать лишь крохотную толику тех возможностей, что давала сценография, но, по крайней мере, общего впечатления не испортил, и это, пожалуй, лучшее, что он мог сделать. Вот только для чего было номинировать его в качестве "лучшего режиссера"? В итоге награду в этой номинации по справедливости получил за "Продюсеров" Дмитрий Белов, показавший всем, как надо ставить бродвейский мюзикл. Те же "Продюсеры" вполне закономерно получили главный приз и награды по обеим актерским номинациям.


оригинальный адрес статьи