Театральная компания ЗМ

Пресса

19 апреля 2010

Сердце успокоилось Шукшиным

Ирина Шведова | Московская правда

В минувшую пятницу в роскошном помещении Гостиного двора завершился двухмесячный марафон Национального театрального фестиваля "Золотая маска-2010": вручены премии лучшим театральным деятелям России в сезоне 2008 - 2009 годов.

Официальные лица - министр культуры РФ Александр Авдеев, председатель СТД Александр Калягин, президент фестиваля Георгий Тараторкин и его гендиректор Мария Ревякина - произнесли все подобающие случаю речи. Оформление церемонии было поручено режиссеру Нине Чусовой, художнику Павлу Каплевичу и ансамблю ударных инструментов Марка Пекарского. В целом они с задачей справились, потому что отсутствовали концертные номера и ничто не отвлекало участников от главного события.

По-моему, более бедного на события и вообще какого-то бледного и неинтересного сезона (я имею в виду спектакли больших академических театров, но не экспериментальные площадки), кажется, еще не было. Причем, что касается постановочной части, костюмов, декораций, по большому счету это было сделано с купеческим размахом. Но внутреннего наполнения большинству номинированных на "Золотую маску" работ не хватало. Во всяком случае у жюри выбор был весьма скуден. Провинциальные театры, к которым в этом сезоне можно смело отнести и коллективы из Санкт-Петербурга, привезли в основном спектакли по русской, зарубежной и советской классике. Крайне разочаровали москвичей "монстры" - БДТ им. Товстоногова, представивший "Месяц в деревне" в постановке Анатолия Праудина, и Александринка со спектаклем Валерия Фокина "Ксения. История любви". На редкость занудное и тягучее действо по Тургеневу, где дамы в кринолинах вынуждены страдать на фоне дребезжащего трактора времен советской коллективизации. Никакой переклички с современностью в этом спектакле нет, да и сыграно все было как-то натужно, ненатурально. "Горе от ума" Ярославского театра драмы им. Волкова в постановке Игоря Селина грешило слишком мощным посылом в "сегодня": все грохотало, сверкало, орало, плясало. А при чем там был Грибоедов, зрители так и не поняли.

Зато безусловным лидером стал спектакль нашего Театра Наций "Рассказы Шукшина" в постановке любимца московской публики, латышского режиссера Алвиса Херманиса. Вот уж действительно, нет пророка в своем Отечестве! Самого русского из советских писателей Василия Шукшина возлюбил варяг, и так возлюбил, что и команду сколотил необыкновенную - во главе, по-моему, с первым актером страны Евгением Мироновым. Звездный час этого замечательного артиста длится уже не один сезон, но на этот раз, получая очередную "Золотую маску" за лучшую мужскую роль (скорее за 10 мужских ролей - по числу рассказов Шукшина, инсценированных Херманисом), он был необыкновенно горд. Не только за себя - за театр, который не так давно возглавил и который делает невероятные успехи на ниве настоящего искусства), за молодежь, за Чулпан Хаматову, свою партнершу. А больше всего за то, что сегодня Василий Макарович с нами благодаря удивительной работе этих талантливых людей.


оригинальный адрес статьи