Театральная компания ЗМ

Пресса

30 апреля 2010

Вечное - из мгновения

Екатерина Васенина | журнал «Балет»

Внеконкурсная программа «Маска плюс» за несколько лет существования выкристаллизовала свои задачи в рамках национального фестиваля и премии «Золотая маска». Одной из этих задач стал показ лучшего современного танца постсоветского пространства и лучшего современного танца мира. Увидеть хореографию нью-йоркского коллектива «Азур Бартон и артисты» зрителям «Маски» довелось по счастливой случайности: узнав, что «Маска» заполучила ееДидону и Энея» Марка Морриса, Госдепартамент США предложилил привезти коллектив Азур Бартон и активно помог в организации гастролей. Даже для сотрудников «Маски» имя молодой Азур Бартон оказалось, что называется, «котом в мешке». Ее спектакли превзошли самые смелые ожсидания.



«Busk» - самая свежая работа Азур Бартон, премьера состоялась в 2009 году. В создании спектакля принимал участие Центр искусств Михаила Барышникова, с которым Азур Бартон много лет плодотворно сотрудничает, и департамент искусств канадского консульства: Бартон родом из Канады. «Busk» - это искрящийся микст мюзиклового джазового стиля, стрит-данса, элементов танца кабаре и уличной пантомимы (Busker -уличный музыкант) на крепко свитом лирическом стержне.
Шестеро одетых в мешковатую черную одежду танцовщиков, освещенных достаточно хорошо, чтобы видеть все нюансы мелкой пластики (Азур Бартон активно использует игру кистей, дрожание пальцев, подробную мимику, выразительное изолированное движение части корпуса), демонстрируют актерские качества, столь презираемые российскими танцовщиками и уверенными, что их тело говорит без лица.


Спектакль создан в рамках номерной структуры, как это часто бывает в мюзиклах, номера вьютроены композиционно, не затянуты и эмоционально развивают друг друга. Авторский стиль в современной хореографии формируется буквально на процентном соотношении жанров, впитанных балетмейстером, на их сочетании и противопоставлении.



Эмоциональная наполненность танцовщиков Азур Бартон подкреплена великолепной, почти спортивной подготовкой. Арабеск уживается с хип-хопом, в наивность пантомимы вплавлены рискованные хореографические элементы; танцовщики неожиданно дают себе пощечины, задавая тем самым новое направление движению головы и корпуса, много внимания в танце уделено коленям, причем все элементы на коленях эффектны, но не травматичны. В спектакле звучит музыка Льва Журбина, сына Александра Журбина. Бартон познакомилась с ним в Джульярдской консерватории.

Отдельного упоминания заслуживает работа с темпоритмом. Сценическое время здесь понимают нелинейно, замершие тела в точно найденный момент развивают хореографический рисунок.


Вторая работа вечера - «Blue Soup» («Синий суп» ) - представляетсобой собрание фрагментов наиболее интересных работ последних лет Самые яркие из них - массовые ритуальные танцы, исполняемые танцовщиками в ярко-бирюзовых пиджачных парах Слияние балетной традиции и этнического своеобразия дало танцовщика - «кентавра», который в одном моменте спектакля торжествует в макабрическом па-де-де, в другом - ликует в дикарской молитве Громко топая босыми ногами упираясь пятками в пол покрепче, жители Нью-Йорка воздевают руки в московское небо, раскручивая наши процессы познания и восприятия заразительный танцовщик творит зрителя, творит настоящее «здесь и сейчас».


Артисты Азур Бартон - мастера своего дела, в чем-то- волшебники, они явно имеют право танцем учить нас смелости самостоятельно, красиво, в согласии с близкими строить свою жизнь Так же они исполняют свой танец.


Азур Бартон, сама представшая в несколько soli, эффектно использует выразительные возможности женских рук, ценит мужской танец Она выводит на первый план своих красивых танцовщиков Джонатана Эммануэля Элсберри и Колина Баджу В «Busk» им отданы первые партии, в которых они с невероятной самоотдачей воссоздают (танцуют) запутанный, свободный, страдающий, прекрасный, многогранный мир современного человека.


Можно смело рекомендовать начинать знакомство с американской хореографией со спектаклей Азур Бартон - они помогают усвоению и восприятию самобытной танцевальной лексики и вводят в мир современной хореографии в целом.


Азур Бартон с полным правом может танцевать соло с выпяченными пятками, как когда-то это делала в противовес оттянутому носку Марта Грэхем ее коллектив развивает лучшие идеи тан¬цевального модернизма начала XX века Импульс танцевального модернизма, рожденного как ответ на войну 1905 года, осмыслен верной модернистским традициям Бартон точно и профессионально.



оригинальный адрес статьи