Театральная компания ЗМ

Пресса

30 апреля 2010

Заветный вензель «О» «Е»

Александр Максов | журнал «Балет»

В рамках фестиваля «Золотая маска» Театр балета Бориса Эйфмана показал спектакль своего художественного руководителя Онегин», выдвинутый сразу в трех номинациях: «лучший балет», «лучшая работа балетмейстера» и «лучшая мухсская роль».


Обращаясь в своих спектаклях к великой литературе, я пытаюсь выразить искусством хореографии эмоциональное потрясение от соприкосновения с мудростью и творческой мощью наших гениальных предшественников», - написал балетмейстер в своем вступительном слове, адресуясь к зрителю со страницы программки. Переводя пушкинское слово на язык тела, Эйфман сочинил собственное либретто. Сюжетные ходы с первоисточником корреспондируются, но действие спектакля перенесено в девяностые годы XX века. Прием отнюдь не бесспорный. Вообще не очень понятно, что движет художниками, воля которых одевает Гамлета в джинсы, моцартовскую Царицу ночи сажает в лимузин, Одетту отсылает на Марс... Нередко подобный радикализм объясняется желанием предстать новатором, но естественно возникает подозрение в честолюбивом стремлении авторов поставить свое имя рядом с именем гениев.

Впрочем, Бориса Эйфмана в этом не упрекнешь. Может быть, его «Онегин on line» - просто дань моде, заставившая поэкспериментировать с произведением, которое еще со школьной скамьи заковано сентенциями «солнце русской поэзии», «энциклопедия русской жизни», «Татьяна -русская душа», и, опершись на него, исследовать «бездны» души «новорусов»?


Музыкальная ткань балета составлена из разножанровых произведений Чайковского, включая фрагменты фортепианного концерта, одноименной оперы и сочинений Александра Ситковецкого из группы «Автограф» Сценографию спектакля выполнил Зиновий Марголин, выстроивший жесткую декорационную конструкцию, которая зрительно меняет форму благодаря искусно разработанной световой партитуре Г.Фильштинского и Б.Эйфмана. В качестве художественно-публицистического приема используется видеоряд - хроника событий путча 1991 года (автор - В.Быстров).


Как и у Пушкина, эйфманский Онегин - «лишний человек», только уже - наших дней. Состоятельный, но не благополучный, разочаровавшийся, он не может найти себе применения, достичь душевной гармонии. Полный крах ждет его после убийства друга. Ленский в спектакле не поэт, а рок-певец, и гибель его происходит не на дуэли, а в полупьяной поножовщине. Призрак Ленского - уже не окровавленной тенью, а неким «зомби» является Онегину в сопровождении целой когорты сомнамбулических существ.
Гремин (в программе он обозначен безымянно - Генерал, что, вероятно, можно воспринимать и как уголовную кличку) из благородного вояки, воспетого Пушкиным, преобразился в «серьезного» хозяина жизни - то ли криминального авторитета, то ли в разбогатевшего на политическом сломе олигарха. В сраженьях изувечен? Уж во всяком случае - зрения лишен и теперь носит черные очки. Таким образом, знакомство Гремина с Татьяной происходит на ощупь в ночном баре, где и оказались неприкаянная Татьяна и безутешная Ольга, лишившаяся жениха.
Подобно нуворишу с Рублевки, Гремин превращает провинциалочку в светскую львицу. Что, у литературного прототипа не так?
Для гламурности ее отмывают в ванне, «маникюрят», «педикюрят» и «макияжат» - процессы воспроизводятся на сцене со всей достоверностью И последовательностью. Теперь, некогда отвергнутая Онегиным Татьяна становится желанной и для него. Но страх перед мстительностью Генерала, явно живущего «по понятиям», останавливает Онегина. Ему, затравленному обществом, остается изливать свои чувства на бесчисленных листках бумаги, которые заполняют сцену подобно опадающим с деревьев листьям или снежинкам, покрывающим пустыню человеческого одиночества белоснежным саваном... Со времен Пушкина все обмельчали.


Что же получилось у Эйфмана как автора художественного произведения? Портрет эпохи «духовной деградации», где правят бандиты, способные проиграть в казино целое состояние, но не поддержать нищую старушку или сироту, где «золотая молодежь - «мажоры» - бездумно и бессмысленно прожигает жизнь в дымном угаре дискотек, а герои теряют волю. Эффектное театральное зрелище вполне вписывается в современный идеологический и эстетический контекст
Как всегда у Эйфмана - зритель оказывается в центре хореографического цунами. Разделенные световыми вырубками сцены динамично сменяют друг друга, сплетая предельно плотную танцевальную ткань из сольных монологов, дуэтов и многофигурных композиций. Стилистика разнообразна - артисты в мягкой балетной обуви, «джазовках», туфлях на шпильках. И как всегда у Эйфмана - высшая напряженность пластической речи изощренные сплетения тел, акробатические поддержки на грани трюков. С этими сложнейшими техническими и актерскими задачами отлично справился Олег Габышев, неистово проживающий роль Онегина и номинированный за нее на «Маску». Его Евгений вписался в ансамбль исполнителей других партий - Нины Змиевец (Татьяна), Дмитрия Фишера (Ленский), Натальи Поворознюк (Ольга), Сергея Волобуева (Генерал).


Неукротимый Эйфман предложил спектакль не для семейного просмотра. О нем можно много рассуждать и спорить. Главный вопрос - что есть русская душа сегодня?


оригинальный адрес статьи