Пресса
Конкурсная программа
Региональные проекты
«Золотая Маска в кино»
Зарубежные проекты
«Золотая Маска в городе»
Детский Weekend
Внеконкурсная программа
Архив
13 апреля 2005
Жюри «Золотой маски» сумело удивить своими нестандартными решениями
Церемония закрытия отменяется, вместо нее состоятся спортивные мероприятия по оздоровлению российского театра, примерно так было написано в пригласительном билете. Вечерняя форма одежды не приветствуется, просьба иметь спортивный вид. Призыв нашел отклик в актерских рядах: эффектнее прочих оделся народный артист России Валерий Баринов, выдвинутый на «Золотую маску» за роль Якова Бронзы в спектакле Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда». Он пришел в спортивном костюме – естественно, это был костюм с символикой «Локомотива», за который с детства болеет актер. Под костюмом «спрятались» белая рубашка и торжественная бабочка. Когда на сцену вышел Гинкас – за «Маской», которая отметила его лучший спектакль большой формы – и извинился за то, что не надел спортивную форму, Баринов встал со своего места и, по спортивной привычке, пошел на сцену, чтобы поддержать своего режиссера: «Я в спортивной! Хотя главное, – добавил он уже со сцены, – быть в хорошей театральной форме».
Красота нынешней церемонии (идея, надо полагать, принадлежит Эдуарду Боякову, постановка – Нины Чусовой), ее бесконечные и замечательные хулиганства удачно затмила некоторые, мягко говоря, несообразности выбора того или другого жюри. Уже в фойе все внимание переключалось на очаровательных девушек модельной внешности, демонстрировавших несомненные достоинства своих фигур на спортивных тренажерах, которые стояли в разных углах и на всех этажах Театра имени Моссовета. Поскольку девушки имели какое-то отношение к баскетбольному клубу ЦСКА (в свете последних побед этого клуба в вопросах строительства стадиона в Москве, внимания к ним министра обороны и самого президента «Золотая маска», можно сказать, оказалась на гребне политической моды!), каждый гость при входе получал «фанатский» шарфик в армейской цветовой гамме и еще один – «золотомасочный», исполненный в красно-зеленой гамме (как заметил Баринов, в традиционной для его любимого «Локомотива»).
Соответственно вручали и «Маски»: вместо конвертов – баскетбольные мячи, которые на сцене «расчленяли» надвое и из сердцевины доставали заветное имя очередного лауреата, вместе со знаменитыми актерами победителей поздравляли выдающиеся спортсмены. Лев Додин, например, поздравлял лауреатов премии «За поддержку театрального искусства» на пару с Ириной Родниной, искренне восхищался ею (а она, в свою очередь отметила, что в искусстве, как и в фигурном катании, без поддержки – никуда), а Ингеборга Дапкунайте вышла на сцену с Владиславом Третьяком (он, в свою очередь, не позабыл напомнить собравшимся: «Мне привычно – вся моя жизнь прошла в маске, правда, немного в другой»), премию «За лучший зарубежный спектакль» вручала почти вся баскетбольная команда ЦСКА.
Из директорской ложи неслись на сцену и в зал спортивно-театральные речевки, а с балкона свешивались от руки написанные «лозунги», отмечавшие несомненные достоинства как самой «Маски», так и ее спонсоров.
Церемония и вправду была так хороша, в ней было столько спортивного задора и выдумки, что поневоле хочется добавлять и добавлять какие-то детали, между прочим отмечая, что после подобного радикализма «Маски» сложно будет что-то еще более радикальное придумать менее национальным и общероссийским театральным премиям. Выходы танцевального взвода баскетбольного клуба ЦСКА раззадорили даже 81-летнего Николая Пастухова, который получал в этот раз главную премию – «За честь и достоинство» (получал в одиночестве, поскольку второй лауреат, режиссер и драматург Георгий Хугаев умер в феврале и за его «Маской» на сцену поднялась вдова, в течение многих лет работавшая с ним в одном театре).
Пастухов был великолепен – естествен, весел, между прочим вспомнил, как два месяца назад пошел в церковь, помолился, причастился даже, пришел домой и тут узнал, что ему выпала такая премия. «Как ее? – переспросил тут же у Георгия Тараторкина, президента «Маски». – За честь?..» – И засмеялся от смущения и по простоте душевной, хотя премия эта, конечно, отдана ему по праву.
Но надо все ж таки сказать несколько слов по поводу выбора жюри.
В музыкальных номинациях – на взгляд «драматического» критика – странным образом жюри удалось совсем не обратить внимания на «Диалоги кармелиток» «Геликон-оперы». Всеми в один голос названный лучшим спектаклем прошлого сезона, этот спектакль Дмитрия Бертмана не получил ничего. Почему? Нет ответа, жюри не обязано объяснять свой выбор.
В куклах – все более или менее предсказуемо и понятно: за работу художника «Маску» получил Сергей Иванников («Athanatomania», Хакасский национальный театр кукол), «Маски» за режиссуру и за лучший кукольный спектакль достались петербургскому «Всаднику Cuprum», в разделе «Новация» поощрили Илью Эпельбаума, поставившего в этот раз спектакль для одного-единственного зрителя («Апокалипсис», театр «Тень»).
Сложнее понять выбор жюри в актерских номинациях. Зная не то чтобы вкусы членов жюри, но именно по совокупности причин многие предполагали, что «Маску» за лучшую женскую роль прошлого сезона получит Алла Покровская, за лучшую мужскую – Олег Табаков. Не дали ни ей, ни ему. Ни Евдокии Германовой, ни Андрею Мягкову. Третью по счету «Маску» получил Константин Райкин, сыгравший Ричарда III в спектакле Юрия Бутусова. Роль замечательная, слов нет, и «Маска» – не собес, разумеется, но и Мягков с Табаковым на послабления и не претендовали, а хорошие роли выдается им сыграть не так часто (Мягкову – дай бог памяти…). Еще страннее выглядит выбор жюри по «женской части». Премия досталась Ирине Пеговой, сыгравшей Соню в «Дяде Ване» Театра п/р Олега Табакова. Неплохо сыграла и актриса, хоть и молода, но обаяния – чрезвычайного, но как можно было обойти вниманием Покровскую и Германову? Необъяснимо.
Впрочем, спектаклю, в котором играет Германова («Когда я умирала» Театра Табакова), достался приз в номинации «Лучшая постановка малой формы». В «большой форме», как уже было сказано, победила «Скрипка Ротшильда», лучшим режиссером признали Миндаугаса Карбаускиса (как раз предсказуемо – и по справедливости, и по стечению звезд, – в этот раз он был выдвинут сразу за две работы в «Табакерке» – за «Дядю Ваню» и за «Когда я умирала»), лучшим художником – Сергея Бархина («Скрипка Ротшильда»).
Сами лауреаты были на высоте, продемонстрировав высокую степень профессионального и человеческого долга: Карбаускис сказал спасибо Табакову, последовательно выдвигающему молодого постановщика, а Бархин, по собственному его признанию, перечислил в уме всех, кого успели поблагодарить другие, и решил сказать спасибо своей собаке, которая очень помогает ему в работе. А еще – поскольку Дума «наезжает» не только на театр, но и на собак, предложил от имени «Маски» выразить протест еще и по этому поводу.
оригинальный адрес статьи
Победа и участие
Григорий Заславский | Независимая газетаЖюри «Золотой маски» сумело удивить своими нестандартными решениями
Церемония закрытия отменяется, вместо нее состоятся спортивные мероприятия по оздоровлению российского театра, примерно так было написано в пригласительном билете. Вечерняя форма одежды не приветствуется, просьба иметь спортивный вид. Призыв нашел отклик в актерских рядах: эффектнее прочих оделся народный артист России Валерий Баринов, выдвинутый на «Золотую маску» за роль Якова Бронзы в спектакле Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда». Он пришел в спортивном костюме – естественно, это был костюм с символикой «Локомотива», за который с детства болеет актер. Под костюмом «спрятались» белая рубашка и торжественная бабочка. Когда на сцену вышел Гинкас – за «Маской», которая отметила его лучший спектакль большой формы – и извинился за то, что не надел спортивную форму, Баринов встал со своего места и, по спортивной привычке, пошел на сцену, чтобы поддержать своего режиссера: «Я в спортивной! Хотя главное, – добавил он уже со сцены, – быть в хорошей театральной форме».
Красота нынешней церемонии (идея, надо полагать, принадлежит Эдуарду Боякову, постановка – Нины Чусовой), ее бесконечные и замечательные хулиганства удачно затмила некоторые, мягко говоря, несообразности выбора того или другого жюри. Уже в фойе все внимание переключалось на очаровательных девушек модельной внешности, демонстрировавших несомненные достоинства своих фигур на спортивных тренажерах, которые стояли в разных углах и на всех этажах Театра имени Моссовета. Поскольку девушки имели какое-то отношение к баскетбольному клубу ЦСКА (в свете последних побед этого клуба в вопросах строительства стадиона в Москве, внимания к ним министра обороны и самого президента «Золотая маска», можно сказать, оказалась на гребне политической моды!), каждый гость при входе получал «фанатский» шарфик в армейской цветовой гамме и еще один – «золотомасочный», исполненный в красно-зеленой гамме (как заметил Баринов, в традиционной для его любимого «Локомотива»).
Соответственно вручали и «Маски»: вместо конвертов – баскетбольные мячи, которые на сцене «расчленяли» надвое и из сердцевины доставали заветное имя очередного лауреата, вместе со знаменитыми актерами победителей поздравляли выдающиеся спортсмены. Лев Додин, например, поздравлял лауреатов премии «За поддержку театрального искусства» на пару с Ириной Родниной, искренне восхищался ею (а она, в свою очередь отметила, что в искусстве, как и в фигурном катании, без поддержки – никуда), а Ингеборга Дапкунайте вышла на сцену с Владиславом Третьяком (он, в свою очередь, не позабыл напомнить собравшимся: «Мне привычно – вся моя жизнь прошла в маске, правда, немного в другой»), премию «За лучший зарубежный спектакль» вручала почти вся баскетбольная команда ЦСКА.
Из директорской ложи неслись на сцену и в зал спортивно-театральные речевки, а с балкона свешивались от руки написанные «лозунги», отмечавшие несомненные достоинства как самой «Маски», так и ее спонсоров.
Церемония и вправду была так хороша, в ней было столько спортивного задора и выдумки, что поневоле хочется добавлять и добавлять какие-то детали, между прочим отмечая, что после подобного радикализма «Маски» сложно будет что-то еще более радикальное придумать менее национальным и общероссийским театральным премиям. Выходы танцевального взвода баскетбольного клуба ЦСКА раззадорили даже 81-летнего Николая Пастухова, который получал в этот раз главную премию – «За честь и достоинство» (получал в одиночестве, поскольку второй лауреат, режиссер и драматург Георгий Хугаев умер в феврале и за его «Маской» на сцену поднялась вдова, в течение многих лет работавшая с ним в одном театре).
Пастухов был великолепен – естествен, весел, между прочим вспомнил, как два месяца назад пошел в церковь, помолился, причастился даже, пришел домой и тут узнал, что ему выпала такая премия. «Как ее? – переспросил тут же у Георгия Тараторкина, президента «Маски». – За честь?..» – И засмеялся от смущения и по простоте душевной, хотя премия эта, конечно, отдана ему по праву.
Но надо все ж таки сказать несколько слов по поводу выбора жюри.
В музыкальных номинациях – на взгляд «драматического» критика – странным образом жюри удалось совсем не обратить внимания на «Диалоги кармелиток» «Геликон-оперы». Всеми в один голос названный лучшим спектаклем прошлого сезона, этот спектакль Дмитрия Бертмана не получил ничего. Почему? Нет ответа, жюри не обязано объяснять свой выбор.
В куклах – все более или менее предсказуемо и понятно: за работу художника «Маску» получил Сергей Иванников («Athanatomania», Хакасский национальный театр кукол), «Маски» за режиссуру и за лучший кукольный спектакль достались петербургскому «Всаднику Cuprum», в разделе «Новация» поощрили Илью Эпельбаума, поставившего в этот раз спектакль для одного-единственного зрителя («Апокалипсис», театр «Тень»).
Сложнее понять выбор жюри в актерских номинациях. Зная не то чтобы вкусы членов жюри, но именно по совокупности причин многие предполагали, что «Маску» за лучшую женскую роль прошлого сезона получит Алла Покровская, за лучшую мужскую – Олег Табаков. Не дали ни ей, ни ему. Ни Евдокии Германовой, ни Андрею Мягкову. Третью по счету «Маску» получил Константин Райкин, сыгравший Ричарда III в спектакле Юрия Бутусова. Роль замечательная, слов нет, и «Маска» – не собес, разумеется, но и Мягков с Табаковым на послабления и не претендовали, а хорошие роли выдается им сыграть не так часто (Мягкову – дай бог памяти…). Еще страннее выглядит выбор жюри по «женской части». Премия досталась Ирине Пеговой, сыгравшей Соню в «Дяде Ване» Театра п/р Олега Табакова. Неплохо сыграла и актриса, хоть и молода, но обаяния – чрезвычайного, но как можно было обойти вниманием Покровскую и Германову? Необъяснимо.
Впрочем, спектаклю, в котором играет Германова («Когда я умирала» Театра Табакова), достался приз в номинации «Лучшая постановка малой формы». В «большой форме», как уже было сказано, победила «Скрипка Ротшильда», лучшим режиссером признали Миндаугаса Карбаускиса (как раз предсказуемо – и по справедливости, и по стечению звезд, – в этот раз он был выдвинут сразу за две работы в «Табакерке» – за «Дядю Ваню» и за «Когда я умирала»), лучшим художником – Сергея Бархина («Скрипка Ротшильда»).
Сами лауреаты были на высоте, продемонстрировав высокую степень профессионального и человеческого долга: Карбаускис сказал спасибо Табакову, последовательно выдвигающему молодого постановщика, а Бархин, по собственному его признанию, перечислил в уме всех, кого успели поблагодарить другие, и решил сказать спасибо своей собаке, которая очень помогает ему в работе. А еще – поскольку Дума «наезжает» не только на театр, но и на собак, предложил от имени «Маски» выразить протест еще и по этому поводу.
оригинальный адрес статьи