ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Закрой мне глаза

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь, и Фестиваль «Территория», Москва
Номинации на Премию 2020

Опера / спектакль
работа режиссера (Анна Абалихина)
женская роль (Наталья Кириллова)
мужская роль (Константин Сучков)
Экспериментальный спектакль / Liederabend / contemporary dance

Режиссер, хореограф: Анна Абалихина
Куратор, драматург: Илья Кухаренко
Саунд-дизайн: Алексей Наджаров
Художник по костюмам: Егор Галинов
Художник по свету: Игорь Цинн

Артисты: Наталья Буклага, Сергей Годин, Константин Сучков, Кристина Басюл, Валерия Веретенникова, Алексей Каракулов, Наталья Кириллова, Владимир Кирьянов, Елена Конина, Мария Польща, Лаура Хасаншина, Наталья Кириллова

Спектакль был поставлен в рамках проекта «Арт-лаборатории» Фестиваля «Территория» и компании СИБУР.

Продолжительность 1 ч. Возрастная категория 12+
Название спектакля, «Закрой мне глаза» – это первая строчка из песни Альбана Берга «Schließe mir die Augen beide», которая звучит в нашем спектакле наряду с песнями Шуберта, Малера, Пуленка, Дюпарка и других. Но это еще и призыв доверять друг другу, отправиться в неизведанное пространство с закрытыми глазами.

Илья Кухаренко
Этот спектакль музыкально представляет собой традиционный Liederabend – «венок песен», нанизанный на определенную драматургическую нить. Но одновременно это и перформанс, в котором нет никакой разницы между перформерами с «движенческим» опытом и академическими певцами. Нет никаких предубеждений в отношении оперных певцов, которые якобы не могут обрести пластической свободы на сцене, поскольку пение сковывает их и лишает мобильности.

Анна Абалихина
Придумывая «Закрой мне глаза», лидер российского contemporary dance Анна Абалихина и драматург Илья Кухаренко вели себя точь-в-точь как кураторы выставок современного искусства: законченное высказывание возникает в их постановке из объединения в единый смысловой маршрут артефактов, ничем на первый взгляд не связанных между собой.
Двенадцать песен в диапазоне от Перселла до Равеля, от Шуберта до Берга и Веберна (иногда взятых в кавычки электронной музыки Алексея Наджарова) Илья Кухаренко нанизывает на единую драматургическую нить. И сверхсюжетом этой эстетской партитуры оказывается протянутый сквозь столетия и стили романтический мотив поиска: себя, партнера, смысла жизни.
Абалихина и Кухаренко далеки от тривиального желания станцевать музыку: в их спектакле пластическая интонация и звуковой жест не подражают друг другу, но растворяются в современном Gesamtkunstwerk – совокупном произведении искусств, о котором когда-то мечтал Вагнер. В этом смысле «Закрой мне глаза» выглядит важным прецедентом в новейшей истории российской сцены: до сих пор театр такого типа видели у нас лишь в западном исполнении.

газета «Коммерсант»

Работа режиссера и хореографа Анны Абалихиной и драматурга Ильи Кухаренко «Закрой мне глаза» находится на стыке нескольких жанров. Здесь профессиональные певцы оперной труппы Пермского театра оперы и балета сосуществуют вместе с перформерами и танцовщиками на одной сцене. И если для последних танец – это основа их существования, то для певцов совмещение звука и движения становится сложной, но невероятно интересной задачей. Эта камерная и очень деликатная работа прекрасно раскрывает сущность современного танца в наше время: он не только в интенсивном и хорошо отрепетированном профессиональном движении, он – в любом движении, в котором можно найти смысл.

Вита Хлопова

На странице использованы фотографии Антона Завьялова