Театральная компания ЗМ
Бертольт Брехт

Согласный/Несогласный

Театр-Театр, Пермь
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2015г. - «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Михаил Чуднов)


Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2015 года


Режиссер: Андреас Мерц

Художник: Ирина Ромашко

Художник по свету: Антон Стихин

Постановщики музыкальных номеров: Татьяна Виноградова, Екатерина Васева



Артисты: Михаил Чуднов, Лидия Аникеева, Евгений Волков, Юлия Захаркина, Ольга Павлова, Анна Зорина, Ирина Лукашова

Продолжительность 55 мин.



Возрастная категория 12+

Пьеса Брехта «Согласный/Несогласный» предлагает нам всерьез задуматься над следующими вопросами: «Действительно ли мы соглашаемся с тем, что мы делаем, и с тем, что происходит вокруг нас? Или же мы идем на сомнительные компромиссы?». Что значит быть последовательным в своих поступках и всегда брать на себя полную ответственность – не только за себя самого, но и за все общество?

История показывает, что каждая идеология заявляет, что она действует во имя блага людей. В пьесе мы видим, что идеология не может заботиться о конкретном человеке, воспринимает его как помеху и даже вынуждена занять позицию «против него» – мальчик заболевает во время спасательной экспедиции, и экспедиция должна оставить его одного в горах, чтобы спасти деревню. Кто же прав, общество, которое берет на себя ответственность за большинство, или мальчик, которому угрожает смерть?

Для меня основная ценность этой пьесы Брехта в том, что она не дает определенного ответа, она обыгрывают вопрос, показывая нам разные позиции, позволяя примерить на себя любую, чтобы понять разные мотивации и, тем самым, понять трагедию пьесы.

Андреас Мерц-Райков






Парадокс, но две эти пьесы Бертольта Брехта впервые переведены на русский язык. В Перми их поставил молодой немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков, почти дотошно исповедующий ранне-брехтианские идеи постановок «обучающих (поучительных)» пьес. Аутентичный метод из 1930-х оказывается потрясающим экспериментом для артистов русского репертуарного театра: тут и современная опера (музыка Курта Вайля), и предельный интеллектуализм, и марксистские идеи, и внедиалоговая среда, монтажная режиссура. Брехт основывает обе пьесы, имеющие один сюжет и разные интерпретации, на японской драме XVI века, где племя, убеждая себя в правильности поступка, жертвует одним человеком ради общего блага. Брехта интересует вопрос, в какой момент люди начинают оправдывать явное зло – где человек оказывается «согласным»? Простенькие, даже схематичные пьесы Брехта поставлены сложнейшим, многосоставным театральным языком и говорят о том, что когда речь идет о человеческой жизни, каждую новую ситуацию необходимо обдумывать заново.

Павел Руднев