Театральная компания ЗМ

Бесы Достоевского

Театр на Бронной, Москва
Участник программы «Russian Case» Фестиваля 2021 года
Режиссер: Константин Богомолов
Возрастная категория 18+
Федор Достоевский написал роман о феномене бесовства, воплощением которого он сделал русских революционеров-социалистов, мечтающих переустроить общество на новых основаниях и готовых ради этого на кровавые жертвы. Константин Богомолов поставил спектакль о том, что феномен бесовства является тотальным. Бесами могут быть и сторонники социалистической идеи, и монархисты, и истовые западники, и сторонники идеи богоизбранности русского народа. Режиссер целит тут не просто в общественные течения и партии (хотя представителям всех современных политических трендов России у него тоже достается на орехи), но в саму природу человека: она такая вот, бесовская, словно бы настаивает он – что бы ни делали его герои, какой бы идеей ни были одержимы, они все время пытаются совладать со своими внутренними демонами. 
Спрашивается, зачем три с лишним часа мучить себя зрелищем, в котором содержится нехитрое, в общем, сообщение о том, что весь мир одержим бесами? Ответим коротко: удивительная манера игры, которую демонстрируют в спектакле Богомолова артисты. Они произносят текст с такой медитативной отрешенностью и с такой истовой сосредоточенностью, что непостижимым образом сквозь земные страсти, заблуждения, глупость, тщеславие в каждом из героев словно бы проступает некий экзистенциальный свет. «Бога нет, но он есть», – этот слоган написан на сувенирных футболках, которые продаются перед началом спектакля в фойе. Если вдуматься, именно в этой надписи и сформулирован главный посыл спектакля. Мир одержим демонами, но он не оставлен Богом, словно бы сообщает нам Богомолов. Бог неуловим, неназываем, неосязаем, его можно определить только апофатически, через отрицание: Бог не то, не то и не это тоже. Но о каким-то непостижимым образом он присутствует в каждом из героев этих «Бесов» и теплится где-то на самом донышке их одержимой демонами души.

Марина Давыдова