ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Циолковский

Театр драмы им. Ф. Волкова, Ярославль
Номинации на Премию 2022

Драма / спектакль большой формы
работа режиссера (Борис Павлович)
работа художника (Мария Лукка)
работа художника (Александр Мохов)
работа художника по костюмам (Александр Мохов)
работа художника по костюмам (Мария Лукка)
работа художника по свету (Стас Свистунович)
мужская роль (Илья Варанкин)
женская роль второго плана (Елена Шевчук)
по текстам Константина Циолковского, Николая Федорова, Николая Заболоцкого

Автор пьесы и режиссер: Борис Павлович
Сценография и костюмы: Александр Мохов, Мария Лукка
Композитор: Роман Цепелев
Хореограф: Анна Закусова
Художник по свету: Стас Свистунович
Музыкальный руководитель: Игорь Есипович
Музыканты: Марина Никифорова, Андрей Савчук

Артисты: Илья Варанкин, Елена Шевчук, Юлия Знакомцева, Кирилл Искратов, Мария Маврина, Наталья Мацюк, Ирина Наумкина, Анна Ткачева, Сергей Скоков, Людмила Пошехонова, Евгений Мундум, Николай Лавров, Семен Иванов

Продолжительность 2 ч. 30 мин. 
Возрастная категория 12+
Театр всегда интересуют фигуры драматические, а еще лучше трагические, то есть те фигуры, в которых максимальное натяжение, конфликты, непримиримые противоречия. И, конечно, фигура Циолковского, такого вот уездного учителя, практически глухого, отрезанного от общения с людьми, который при этом слышит какие-то совершенно неземные звуки. Он первый заговорил о полете в космос не как об отдаленной мечте человечества. Циолковский в постановке – это человек, который пытается поколебать основы мироздания. Это – «русский Фауст». Его признали буквально в последние несколько лет жизни, мы специально обращаемся к его годам в Калуге накануне Русско-японской войны. Можно сказать, что это история мечты, для меня слово «мечта» важнее слова успех.
Борис Павлович
У Павловича получился спектакль о грандиозной мечте, которая владеет человеком и распространяет свою радиацию далеко вокруг. Назовите эту мечту о галактической цивилизации фантастической утопией – но, в отличие от многих химер ХХ века, она не исчерпала себя. В ней есть потенциал невероятной силы, и она оказалась способна воодушевить современного театрального художника.
«Петербургский театральный журнал», блог
«Циолковский» – прежде всего мистерия. Мистерия как жанр, как событие священной истории, как способ производства. И ради мистериальности события режиссер жертвует элементарным биографическим (и жизненным) правдоподобием, соединяя в одном дне из жизни Константина Эдуардовича события реальные, но разрозненные в реальном хронологическом измерении, с событиями фантазийными, сакральные – с профанными.
Действие спектакля разворачивается на протяжении одного дня в апреле 1902 года. Игрой масштабов в этом спектакле, размещением бесконечно многого в очень малом спектакль воплощает идеологию русского космизма.

интернет-издание «Летающий критик»

Зрелищный, сложно придуманный и масштабный «Циолковский» Бориса Павловича – прежде всего мистерия. Мистерия как жанр и как событие священной истории, рассказывающая о преображении человека. Ради него режиссер жертвует элементарным биографическим и жизненным правдоподобием, соединяя в одном дне из жизни своего героя события реальные с фантазийными, сакральные – с профанными.
Действие спектакля разворачивается на протяжении одного дня в апреле 1902 года. Мир гимназического учителя Кости Циолковского – это мир глухого, гармоничный и сокровенный, в который вплетается бесшумное скольжение кордебалета шести школьниц в коричневой форме с огненно-рыжими, как язычки пламени, косичками. Все выразительные средства спектакля: сценография, музыка, свет, костюмы-маски и, конечно же, актерская игра выражают идею космизма как нерасчленимости «я» и мира, его разумной упорядоченности, и вместе с тем физической ограниченности человека и, возможно, его душевной глухоты.

Татьяна Джурова

На странице использованы фотографии Татьяны Кучариной