ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ

Детство. Коромысли. Глава 3

Международный театральный фестиваль «Толстой», Тула, и Лаборатория современного искусства, Новосибирск
Номинации на Премию 2023

Эксперимент / спектакль

Режиссер: Полина Кардымон
Саунд-дизайн: Владимир Бочаров
Драматург: Егор Зайцев
Консультант: Ирина Аксенова

Голоса: Алина Юсупова, Наталья Пьянова, Дарья Воевода, Анна Замараева

Продолжительность 1 ч.


Возрастная категория 16+

Мы уверены в том, что, родившись, ребенок уже стал полноправным человеком, не сомневаемся, что его ждет долгая и счастливая жизнь. Считается, что нет ничего страшнее, чем хоронить своего ребенка. Софья Андреевна Толстая похоронила пятерых маленьких детей и одну взрослую дочь. В то же время любая крестьянка знала, что может потерять ребенка. Традиция оберегала родителей от безграничного горя, давала механизм защиты, примиряла с возможной смертью детей. Традиция брала на себя заботу о беременной: многочисленные приметы освобождали будущую мать от работы, запрещали ей уходить далеко от дома, вообще, – обрекали на неподвижность. Беременная напоминала птицу, сидящую на гнезде своего живота. Традиция формировала детей: через песни они развивали когнитивные способности, открывали реальность, узнавали свое тело, а через игры – усваивали свои гендерные и социальные роли. Третья часть аудиального перформанса «Коромысли» раскрывает традиционное отношение к детям, показывает, что пели ребенку и о чем пели сами дети.

Полина Кардымон

В проекте «Детство. Коромысли. Глава 3» – аудиальном перформансе новосибирской команды Полины Кардымон – понятие детства становится предметом исследования. Как и первые две части («Коромысли» и «[Сыра земля] Коромысли. Глава 2») третья строится на фольклорных песнопениях, ритуалах и на том, как современное представление видоизменило традицию, исключило ее из обихода, ассимилировало в быт или неосознанно вернулось к ней. Команда занимается не самим Толстым, а предметом его интересов и забот – народом и народной культурой. Внешне форма та же, что и в первых «главах»: артистки практически статичны, сидят лицом к зрителям и поют; над их головами титры с комментариями или пояснениями, обращенными к зрителям. В части, созданной на резиденции, коммуникация с залом чуть более игровая за счет материала: обучающие считалочки, колыбельные, загадки напрямую обращаются к зрителю и сбивают напряжение после историй о допекании слабых детей в печи и хранении завязанной в узел пуповины. Более легкий для эмоционального восприятия, чем вторая часть, посвященная смерти, проект транслирует хтоническое мироощущение, страх за жизнь перед масштабными и малообъяснимыми силами. «Коромысли» строятся на единстве противоположных, казалось бы, вещей: православие на грани язычества, конкретность гендерных ролей и при этом «бесполость» ребенка до первого обряда инициации. Игровое, наивное мировосприятие и постоянное ритуальное обращение к смерти.

журнал «Театр», блог
Полина Кардымон создала уже целый фольклорный сериал «Коромысли», и теперь в Ясной Поляне родился его третий сезон. Если предыдущая часть была посвящена смерти, и четыре девушки исполняли погребальные напевы, то нынешняя, как уже можно догадаться, – о детстве. Девушки поют русские народные песни, сопровождавшие ребенка с момента зачатия и до взросления (то есть до семилетия), а на экран за их спинами проецируется пояснение, в какой момент, как, кем и почему эти сочинения исполнялись. Форма спектакля давно доказала свою состоятельность (номинация на «Золотую Маску» тому подтверждение), и это дало возможность команде сосредоточиться на содержании и провести полноценный ресерч.
В итоге «Коромысли» – целостная и самостоятельная работа, которая сможет существовать и вне усадьбы. Интуитивное принятие музыки сопрягается с фактологическими деталями, которыми Кардымон сдабривает спектакль, разъясняя, в чем причина этого бессознательного и щемящего узнавания. Откуда пошло выражение «кровь с молоком», почему ребенка не показывали никому в течение первых 40 дней, зачем играли в ладушки, как относились к гендеру новорожденного – Полина Кардымон в очередной раз обнаруживает и доказывает глубинную связь времен и нашу прямую зависимость от традиций русской деревни, будь то Ясная Поляна или любая другая.

журнал «Афиша. Daily»


Что такое «допеченый ребенок»? Оказывается, на Руси на самом деле недоношенных или нездоровых детей заворачивали в тесто и допекали в печи. Так произошло, например, с Гавриилом Романовичем Державиным.
Третью часть проекта «Коромысли» режиссер Полина Кардымон и драматург Егор Зайцев посвящают теме появления на свет ребенка, от зачатия до первого «агу». Соединяя фольклорное пение и «преданья старины глубокой» – расшифровку и описание народных традиций, дошедших до нас подчас лишь в виде метафор, авторы создают спектакль, в котором голосом мамы, поющей колыбельную, отзывается детство.
Спектакль создавался и был представлен в Ясной Поляне в Туле на фестивале «Толстой», и создатели подчеркивают, что пытались по-толстовски, через призму народной культуры, работать с материалом.


Марина Гайкович


На странице использованы фотографии Александры Богомоловой