ЗОЛОТАЯ МАСКА - ФЕСТИВАЛЬ И ПРЕМИЯ
Георг Бюхнер

Войцек

Украинский театр им. Т. Шевченко, Харьков
Участник программы «Маска Плюс» Фестиваля 2012 года

Постановка: Александр Ковшун

Художник: Ирина Голец

Хореография: Елена Приступ



Артисты: Александр Ковшун, Андрей Борис, Татьяна Гринник, Степан Пасечник, Ирина Кобзарь, Елена Приступ, Дмитрий Петров, Сергей Кондратьев, Татьяна Петровская, Татьяна Турка, Алина Колесник, Светлана Февралева, Григорий Штаркман, София Прончатова, Тарас Ковшун



Продолжительность 1 ч. 50 мин.


Наш театр изначально был новаторским, свободным от штампов и мнения авторитетов. Основателя нашего коллектива Леся Курбаса в свое время называли украинским Мейерхольдом. Его репрессировали в числе других интеллигентов и расстреляли на Соловках. Мы играем «Войцека» в переводе Курбаса, который работал над этим спектаклем, но премьера не вышла. Запретили. Наш «Войцек» – это дань уважения великому Лесю Курбасу, чье имя и сейчас, как и раньше, терзают всевозможные негодяи.

Александр Ковшун



Трагедию «маленького человека» Войцека, который от сумасшедшего отчаяния убил свою любимую Марию, харьковцы разыграли как украинский балаган, но с немецкой эстетикой.
«Войцек» – неоконченная пьеса немецкого драматурга Георга Бюхнера. Слово «немецкий» для режиссера Александра Ковшуна стало определяющим, ведь в кипящее, бурлящее варево-месиво спектакля полетели все его ассоциации с Германией. Гарнизонный городок, где разыгрывается драма, одет в фашистскую форму. Легко узнаваемый Гитлер трапезничает вместе со Сталиным. Два вождя уплетают картошку в мундире за столом, который покрыт вместо скатерти картой СССР.
Ярлычок «Made in Germany» приклеен и к музыкальному оформлению. Дикие хохляцкие пляски соседствуют в спектакле с музыкой группы «Rammstein». На такой агрессивной ноте спектакль начинается и ее не отпускает до самого конца.

газета «Заря»



Войцек существует в трагифарсовой стихии «перманентной войны», в которой воюют не только полководцы друг с другом или армии с одинаковым «пушечным мясом» с обеих сторон, но эта война – тотальная. Она разделяет государство и вверенного ему мирного обывателя, она разрушает основы мироздания, предназначение человека, созданного по образу и подобию Божьему.

газета «Брестский курьер»





Видеопроекций, без которых сегодня не мыслит себя ни один европейски ориентированный спектакль, в «Войцеке» не просто много, а очень много – диапазон от «Ежика в тумане» до хроники драк в зале заседаний Рады и кадров от 11.09.2001. Музыкальных моментов тоже немало: и исполняемых на немецкий манер украинских народных песен, и забойных композиций группы «Rammstein», выступающих своего рода контрапунктом к тексту Бюхнера. А если добавить к этому повально исступленную манеру актерской игры, то все происходящее лучше всего вписывается в формулу «пир во время чумы». Но галлюцинирующей, болезненной поэтике Бюхнера, намного опередившего свое время, такой подход отнюдь не противопоказан.

Александр Ковшун получил режиссерский диплом в довольно зрелом возрасте, после того, как без малого два десятилетия проработал на шевченковской сцене артистом, и в свой первый спектакль вложил, кажется, максимально возможное неприятие театра «приятного во всех отношениях». А еще у этого неистового «Войцека» есть два крестных отца: Андрий Жолдак, во всех харьковских спектаклях которого участвовал Ковшун, и Лесь Курбас – основатель «Березиля», ныне Театра им. Шевченко, чью постановку этой пьесы в свое время запретили на выпуске и в чьем переводе она сегодня наконец предстала перед зрителями. И оба они, думается, не были бы разочарованы спектаклем.

Александр Вислов