Детский Weekend 2021
В марте 2021 года Фестиваль «Золотая Маска» провел в Москве Внеконкурсную программу «Детский Weekend», которая была посвящена совершенно исключительному событию – 100-летию Российского академического Молодежного театра, который стал основной площадкой программы. В течение нескольких дней были показаны 11 самых ярких, необычных и интересных постановок для детей, появившихся в российском театре за последние несколько лет.
В 2021 году в «Детском Weekend’е» приняли участие театры из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми, Челябинска, Красноярска, Хабаровска и Канска.
Кураторами программы «Детского Weekend’a» стали театральные критики Анна Казарина и Надежда Стоева. О программе: «Новый «Детский Weekend» привезет в Москву исключительно спектакли из регионов. Децентрализация в театре для детей не новость, стоит лишь отметить ее тотальность. Театры в регионах сегодня свободнее идут на оправданный риск, поиск и эксперимент – как с материалом, так и с пространством. Кроме того, в нынешней афише есть театры, впервые отмеченные «Детским Weekend’ом» и «Золотой Маской».
Еще одна принципиальная тенденция – почти все постановки созданы по современной литературе и драматургии. Наконец-то такую репертуарную политику можно назвать нормой, а не новацией. «Детский Weekend» за время своего существования не раз акцентировал внимание на недостатке новых текстов в театре для детей и подростков, посвящая лаборатории, дискуссии и другие события спецпрограммы этой проблеме.
Сейчас современная зарубежная проза уверенно чувствует себя на театральной сцене, чего не скажешь о современной российской литературе. Но здесь в выигрыше оказывается драматургия – отечественные пьесы, по большей части благодаря конкурсам, проникают на сцены театров. Есть и другой путь – так, пьесу «Подвиги Геракла» Анастасия Мордвинова писала специально для Челябинского Молодежного театра. Интересна работа режиссеров с современным материалом – его присвоение происходит в том числе через включение в текст мыслей и воспоминаний актеров, как это случилось в «Вафельном сердце» и «Всем, кого касается».
Те же работы, что поставлены по так называемому хрестоматийному материалу, представляют неклассический вариант историй: «Фотография, на которой меня нет» по рассказу Виктора Астафьева из школьной программы и «Лирические истории из жизни Ежика и Медвежонка» по сказкам Сергея Козлова.
В фокусе внимания экспертов «Weekend’а» – спектакли преимущественно молодых режиссеров, причем как специализирующихся на постановках для детей, так и впервые вступивших на эту территорию. Новые имена в афише появились и благодаря режиссерскому курсу Руслана Кудашова в РГИСИ: «Меня удочерила горилла» и «Маленький концерт для фортепиано с медведем» поставлены его выпускниками.
Особая радость программы, в которую, как правило, попадают спектакли государственных театров, – работа независимого театра «Желтый квадрат» спектакль по пьесе немецкого драматурга Йенса Рашке «А рыбы спят?». Этот текст из сборника «ШАГ 11+» довольно часто ставят в России, в екатеринбургском варианте он представлен в формате предметного театра.
Помимо камерных работ, в афише этого года редкий набор спектаклей большой формы. Это многоплановые, масштабные, сложно скроенные и визуально насыщенные постановки. Среди них, например, дилогия Романа Феодори по книгам Клайва Стейплза Льюиса из цикла «Хроники Нарнии» и музыкальный спектакль Дамира Салимзянова «Летучий корабль» по одноименному мультфильму.
С радостью отмечая тенденцию количественного преобладания спектаклей для подростков, вынуждены отметить и недостаток постановок для малышей. Надеемся, что на ситуацию сможет повлиять лаборатория «Театр и современная драматургия для детей» по текстам для зрителей до 10 лет, созданным ранее на лаборатории «Пьеса для детей: работа над замыслом» под руководством Вячеслава Дурненкова».
Сегодня Российский академический Молодежный театр можно по праву назвать одним из ведущих театров в стране, чьей главной миссией на протяжении всего его существования является воспитание зрителя, начиная с самого младшего возраста. За большой 100-летней историей – серьезная, ответственная и систематическая работа по развитию театра для детей и подростков, которая велась с самого момента основания театра Наталией Сац в 1921 году. Первоначально театр назывался Московским театром для детей, в 1936 году стал Центральным детским театром (ЦДТ), а с 1992 года получил имя, под которым сегодня он известен каждому ребенку и школьнику – РАМТ. Еще одной важной задачей РАМТа всегда было объединение вокруг себя театров для детей и юношества со всей страны. Именно поэтому в юбилейный год 100-летия ЦДТ-РАМТа пространство театра станет главной площадкой для знакомства детей и подростков с замечательными спектаклями российских театров.