Театральная компания ЗМ

Маска Плюс 2021

27 февраля–10 марта 2021 года в Москве в 13-й раз состоялась внеконкурсная программа Фестиваля «Золотая Маска» «Маска Плюс». Программа представила спектакли российских театров из Санкт-Петербурга, Архангельска, Новосибирска, Сыктывкара, Перми и Южно-Сахалинска. Всего в афишу «Маски Плюс» 2021 года вошло 12 постановок. Внеконкурсная программа «Маска Плюс» прошла при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства культуры Российской Федерации и Департамента культуры Правительства Москвы. Уже 19 лет генеральным партнером Фестиваля «Золотая Маска» выступает Сбер.
 

Программа сформирована кураторами проекта – театральными критиками Юлией Клейман и Верой Сердечной. Уже давно ставшая важной частью фестиваля «Маска Плюс» каждый год представляет неожиданный взгляд на развитие российского театра. В поле зрения кураторов оказываются спектакли современных режиссеров, экспериментальные, новаторские и яркие работы.


Кроме спектаклей в рамках программы «Маски Плюс» состоялись открытые дискуссии, затрагивающие актуальные вопросы современного театра. Дискуссия «Театр соучастников» стала разговором о проблемных точках партиципаторных практик в российском театре, а обсуждение «Спектакль.док» было посвящено современному документальному театру в перспективе его развития последних лет. 

«Программа «Маски Плюс» отражает вектор на децентрализацию, актуализацию творческого поиска за пределами столицы. В этот раз афиша собрала многие спектакли, тематически связанные с аспектами нестоличной жизни: таковы, например, монолог ополченца в «Донецке. 2-я площадка», городской вербатим о Сыктывкаре «СКТВКР», тюремные истории в новосибирской «Зоне красоты»; так проступает средневековый Псков в поливременной сценографии «Лавра», а лесное сибирское пространство – в «Грибах». Традиционно в программе представлены несколько названий из Санкт-Петербурга, но важно отметить, что и ряд других региональных спектаклей – в Архангельске, Сыктывкаре, Южно-Сахалинске – поставлен петербургскими режиссерами (до обидного мало востребованными в родном городе).
На выбор кураторов повлияла невольная реактуализация – возвращение «живого» театра на эмоциональном уровне воспринимается как карнавал между постами – классического труда Михаила Бахтина о Рабле и народной культуре Средневековья и Ренессанса. Кризис закономерно становится импульсом к чувству ностальгии: мы ищем аналогии карантину в истории и тоскуем по телесным контактам. В программу фестиваля «Маска Плюс» попали спектакли, в каждом из которых есть своя странность, несоразмерность, избыточность или, напротив, предельный минимализм, а еще гротескный тип образности. В год, когда российский театр открыл для себя возможности создания цифровых спектаклей, в Москву приедут постановки, чье обаяние заключено прежде всего в бешеной актерской энергии, как бы старомодно это ни звучало. В энергии, которая высекается только при контакте со зрительным залом.
Спектакль «Пока все дома» Александра Шумилина целиком зависит от того, насколько интенсивным будет этот контакт, потому что все восемь зрителей становятся участниками откровенного разговора в пространстве единого застолья. Человек ощущает эту непрерывность жизни на праздничной площади, в карнавальной толпе, соприкасаясь с чужими телами всех возрастов и положений. Показ этого спектакля даст старт дискуссии, которая, на самом деле, уже давно идет на просторах социальных сетей: есть ли правила взаимодействия зрителей и перформеров в партиципаторных проектах? Кто несет ответственность за результат? В каких категориях этот результат измеряется?
Еще одна дискуссия будет посвящена тому, как изменилось представление об этике и эстетике документального театра за последние двадцать лет. Поводом для нее станут «Донецк. 2-я площадка» Анатолия Праудина, созданный после продолжительной экспедиции творческой команды на передовую, и «Зона красоты» Сергея Дроздова, проводившего конкурс красоты в женской колонии. Момент нового, наступающего, обновляющегося… приобретал значение более широкое и более глубокое, в него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического строя, новой правды.
Сегодня документальные приемы сопрягаются с абсолютно любым типом образности. И, хочется надеяться, недалек тот день, когда то же произойдет с участием в спектаклях особых артистов. В «Фабрике историй» Элен Мале сотворчество профессиональных артистов и студийцев Центра «Антон тут рядом» дарит зрителям причудливый мир припомненных-пересочиненных сказок; мир, напрочь лишенный привычной логики, ибо он соткан людьми, живущими в иной норме. Гротеск... выводит за пределы кажущейся (ложной) единственности, непререкаемости и незыблемости существующего мира. 
В спектакле «Лавр» Бориса Павловича, где времена наплывают друг на друга, и между актерским ансамблем и многочисленными персонажами романа Евгения Водолазкина выстраивается сложная система взаимоотношений, первоосновой действия становится музыкальный ритм. А музыканты в этой постановке – те же студийцы Центра, артисты с расстройством аутистического спектра. Вопрос отказа от привычных мировоззренческих иерархий – не только в политическом, но и в географическом, социальном, экологическом контекстах – сегодня поднимается искусством все чаще. Карнавал торжествовал как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временную отмену всех иерархических отношений, привилегий, норм и запретов.
Спектакль «Грибы» Полины Кардымон по пьесе Натальи Зайцевой, рассказывая почти сайнс-фикшн историю, проблематизирует антропоцентризм как таковой, что неминуемо ведет и к размыванию формы драматического спектакля, вторгающегося на территорию видеоарта и инсталляции. Хотя, кажется, границы между этими территориями давно стали едва ощутимыми.
Еще одна современная пьеса – «Великий пожар» Роланда Шиммельпфеннига – стала материалом для небанального взаимодействия разных исполнительских жанров. Спектакль-концерт Олега Еремина – эстетизированная притча о вселенской катастрофе, где рояль и человеческий голос, свет и пластика вторгаются напрямую в наше бессознательное, минуя рацио. Самая эфемерность этой свободы только усиливала фантастичность и утопический радикализм создаваемых в праздничной атмосфере образов.
Катастрофа выкристаллизовывается из атмосферы карнавала и в «Сказке о золотом петушке» Максима Исаева. Хрестоматийный текст, воплощенный в экспрессивной хореографии и яростной манипуляции предметами, превращается в историю о поистине раблезианском разгуле плоти, который может закончиться только смертью: мир гибнет в полыхающем блестками костре сладострастия, и над всем этим царствует инфернальный Золотой петушок. В этой системе образов король есть шут. Его всенародно избирают, его затем всенародно осмеивают, ругают и бьют, когда время его царствования пройдет.
В спектакле для семейного просмотра «Лев и птичка» Владислава Тутака эпизоды драмы любви и смерти разыгрываются в нелинейном порядке, давая дорогу сугубо кукольным аттракционам. В барочной, насквозь ироничной рамке «театра в театре», как в блестящей обертке, оказывается спрятана важная рефлексия на тему возможности пережить потерю близкого, а изысканная форма спектакля делает его близким и маленьким зрителям, и взрослым. Ритуал и образы праздника стремились разыграть как бы самое время, умерщвляющее и рождающее одновременно, переплавливающее старое в но¬вое, не дающее ничему увековечиться.
Так происходит в спектакле Ильи Мощицкого «История одного города»: история неразумных градоначальников выворачивается в причудливую современность, перерождается в вечеринку в музее, где артефакты прошлого уже ни для кого не возродят культуру. Красивые и гротескные, полные щедринской горечи персонажи саркастически свидетельствуют о расчеловечивании рода людского, то выводя зрителей на площадку, то читая рэп. Эта правда смеха снижала власть, сочеталась с бранью – срамословием. Носителем такой правды был и средневековый шут.
Задача создать «образ народа» решена в спектакле «СКТВКР» Максима Соколова: здесь народные массы северного города – это артисты, одетые в черное и стоящие по щиколотку в воде, свободно танцующие в этой воде, словно и нет на земле мира лучше, чем суровая северная земля Коми. Проблемы региона обыграны в мифоритуальном ключе, и вопрос о том, жить ли в Сыктывкаре, становится почти сказочным квестом. Народно-смеховая сторона праздника в известной мере разыгрывала это лучшее будущее всеобщего материального изобилия, равенства, свободы.
В постановке же «Марии Стюарт» Олег Еремин решает вопрос о том, как поставить на современной сцене романтическую трагедию, сочетая изысканность визуального решения с отказом от признаков исторической «костюмной» драмы. Такой подход, сбрасывая с сюжета вуаль историзма, обнажает его как актуальное повествование о воле правителя, о женщинах, о красоте и непримиримости, об истинно трагической природе власти. Брань раскрывает другое – истинное – лицо бранимого, брань сбрасывает с него убранство и маску: брань и побои развенчивают царя.
 

Дискуссия «Спектакль.док» посвящена документальному искусству на сцене сегодня. Как изменился документальный театр за последние 20 лет? Каким становится документальный театр сегодня? Как достигнуть беспристрастности, ноль-позиции при театральном документировании сложных тем и образов? В чем суть назревающего конфликта театральной технологии вербатима и новой этики, и как его разрешать?
Дискуссия «Театр соучастников» станет разговором о проблемных точках партиципаторных практик – о театре, теряющем смысл без участия зрителей. Что это – искусственный ад или утопический рай всеобщего равноправия? Насколько жестко может быть запрограммировано зрительское участие? Свидетельствует ли необходимость создания правил для партиципаторных спектаклей о кризисе идеи буквального взаимодействия зрителей и перформеров?»

Юлия Клейман, Вера Сердечная
кураторы программы «Маска Плюс»

27 февраля 2021
Театр «Понедельник выходной», Новосибирск
Театр «Понедельник выходной», Новосибирск
16+
19:00
28 февраля 2021
Театр «Понедельник выходной», Новосибирск
Театр «Понедельник выходной», Новосибирск
16+
19:00
Молодежный драматический театр «Первый театр», Новосибирск
Молодежный драматический театр «Первый театр», Новосибирск
18+
19:00
01 марта 2021
Молодежный драматический театр «Первый театр», Новосибирск
Молодежный драматический театр «Первый театр», Новосибирск
18+
19:00
Молодежный театр, Архангельск
Молодежный театр, Архангельск
18+
19:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
20:00
16+
20:00
02 марта 2021
Специальная программа «Маски Плюс» 2021
Специальная программа «Маски Плюс» 2021
15:00
«Чехов-центр», Южно-Сахалинск
«Чехов-центр», Южно-Сахалинск
18+
19:00
Молодежный театр, Архангельск
Молодежный театр, Архангельск
18+
19:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
20:00
16+
20:00
03 марта 2021
Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Большой театр кукол, Санкт-Петербург
6+
17:00
Театр «На Литейном», Санкт-Петербург
Театр «На Литейном», Санкт-Петербург
18+
19:00
Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Большой театр кукол, Санкт-Петербург
6+
19:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
20:00
16+
20:00
04 марта 2021
Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Большой театр кукол, Санкт-Петербург
6+
13:00
Большой театр кукол, Санкт-Петербург
Большой театр кукол, Санкт-Петербург
6+
15:00
Проект Гете-Института в Санкт-Петербурге и Гете-Института в Москве
Проект Гете-Института в Санкт-Петербурге и Гете-Института в Москве
16+
19:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
20:00
16+
20:00
05 марта 2021
Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
18+
19:00
Театральная компания «Разговоры» фонда «Alma Mater», Санкт-Петербург
Театральная компания «Разговоры» фонда «Alma Mater», Санкт-Петербург
6+
19:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
20:00
16+
20:00
06 марта 2021
Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
Театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
18+
19:00
Театральная компания «Разговоры» фонда «Alma Mater», Санкт-Петербург
Театральная компания «Разговоры» фонда «Alma Mater», Санкт-Петербург
6+
19:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
20:00
16+
20:00
07 марта 2021
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
20:00
16+
20:00
08 марта 2021
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
20:00
16+
20:00
09 марта 2021
Театр ЦЕХЪ и Экспериментальная сцена театра-фестиваля «Балтийский дом» п/р Анатолия Праудина, Санкт-Петербург
Театр ЦЕХЪ и Экспериментальная сцена театра-фестиваля «Балтийский дом» п/р Анатолия Праудина, Санкт-Петербург
18+
19:00
Молодежный театр Республики Коми, Сыктывкар
Молодежный театр Республики Коми, Сыктывкар
12+
19:00
10 марта 2021
Специальная программа «Маски Плюс» 2021
Специальная программа «Маски Плюс» 2021
15:00
Молодежный театр Республики Коми, Сыктывкар
Молодежный театр Республики Коми, Сыктывкар
12+
19:00
Структура чувства
19 марта 2021 | Александрина Шаклеева | Интернет-издание «Летающий критик»
Во внеконкурсной программе «Золотой Маски» покажут 12 спектаклей
27 февраля 2021 | Наталья Лебедева | Российская газета
«Маска Плюс» 2021 начинается сегодня!
27 февраля 2021
Внеконкурсная программа Маска Плюс пройдет в Москве с 27 февраля по 10 марта 
Специальная программа «Маски Плюс» 2021. Дискуссии
23 февраля 2021
Встречи пройдут 2 и 10 марта в 15:00 в Электротеатре Станиславский. Вход свободный по регистрации