Театральная компания ЗМ

Маска Плюс 2022

В конце февраля и начале марта 2022 года Фестиваль «Золотая Маска» в 14-й раз представит внеконкурсную программу МАСКА ПЛЮС. В проекте примут участие 8 спектаклей из Прокопьевска, Улан-Удэ, Уссурийска, Санкт-Петербурга, Краснодара, Челябинска и Перми. Кураторы программы – театральные критики Татьяна Джурова и Алексей Платунов. 

О программе 2022 года: «Театр сегодня – прежде всего одна из антропологических практик, практик репрезентации и изучения человеческого (и не только человеческого) опыта. Спектакль вообще часто становится медиумом той действительности, в которой он возник. Поэтому, собрав в программе «Маска Плюс» спектакли разные, странные, где-то (надеемся) дикие и не всегда художественно перфектные, мы хотели бы не загонять их в прокрустово ложе выдуманных иерархий, а пуститься в путешествие по неизведанным мирам. Отправляясь автостопом по галактике надо забыть о категориях «плохого» и «хорошего». «Художественный вкус» имеет свои ограничения, а нам хотелось бы разрушать границы, а не возводить новые. Дать голос тем, кого мы не так часто слышим и замечаем. Проявить невидимое, приблизить далекое. 

Спектакли программы возникли в разных стратах и не могут сравниваться по единым критериям. Одни из них сделаны в маленьких, удаленных от Москвы городах, другие – независимыми театрами, и мы не можем делать вид, будто неравномерное распределение ресурсов не влияет на способ производства и наше восприятие. Также мы не будем делать вид, что полностью понимаем представляемые нами миры: мир хтоничной философии Мамлеева или исчезающий мир воспоминаний Добычина, миры негосударственных театров Петербурга, миры удаленных от столиц Уссурийска и Прокопьевска, национальные, социальные, гендерные миры.

Спектакль, вывезенный в Москву это всегда художественный артефакт, изъятый из контекста. Без среды, в которой он формировался, оторванный от своих зрителей, сыгранный на другой площадке, он не всегда оказывается способен выговорить, объяснить себя до конца. Поэтому дискуссионная программа «Маски Плюс» будет пытаться воспроизвести этот контекст хотя бы мысленно, в обсуждениях и дискуссиях. Как и из чего складывается наше восприятие спектаклей, как контекст (географическая, политическая, социальная среда обитания, гендер авторов и многое-многое другое) влияют на него? Вместе с создателями спектакля, искусствоведами, социологами, этнографами, философами, вместе со «свидетелями» и «экспертами» будем пытаться понять из чего состоят миры, по которым мы путешествуем. 

Пока же, не претендуя на абсолютность кураторского знания, представим краткий обзор этих миров.

«Город Эн» Артема Устинова в Прокопьевском театре им. Ленинского Комсомола – эстетский «спектакль художника», в котором актеры выступают в качестве операторов воспоминаний главного героя, и первая постановка романа Леонида Добычина в России. Очень важно, что этот спектакль, рассказывающий про исчезновение человеческого микрокосма, возник именно в исчезающем шахтерском городе.
«Я танцую как дебил» Челябинского Молодежного театра по пьесе Игоря Витренко поднимает вопрос нормативности и гетеронормативности в том числе, запретов и ограничений, внутри которых мы живем, часто неосознанно. Эстетика квир-вечеринки становится ключом к спектаклю о том, что любое чувство, любой способ саморепрезентации, кроме токсично-маскулинного, у нас в стране становится чем-то стыдным: стыдно стареть, стыдно быть подростком, стыдно влюбляться…
В «33 сестрах» пермской компании «немхат» перформерки, студентки или недавние выпускницы медицинского вуза рассказывают свои личные истории для одного зрителя. Общение тет-а-тет с перформеркой становится настройкой персональной этической и социальной оптики. Перформанс предлагает выстраивать самостоятельно любые стратегии взаимодействия: можно слушать или не слушать, можно молчать или говорить, можно давать фидбек или не давать.  
«Каренин» Уссурийского театра драмы – витальный и причудливый микс из конфликтующих ингредиентов: пьеса Сигарева, фрагменты романа Толстого, тихий распев православного канона, грохот дискотеки, сюрреалистичные и медитативные сцены снов сменяются острым и точным психологизмом разговора про семейные травмы. И во всем этом – чувственный, грубоватый, яркий парадоксализм приморского «дикого востока».
В спектакле «Корея 03» жизнь и судьба бурятских трудовых мигрантов в Южной Корее превращается в улигер, народный сказ. Но способом особым, отличным от этнографических диковинок. Документальный остросоциальный материал сопровождается ироничным комментарием сплетниц-сказительниц, сюжетные линии переплетаются и усложняются, и серия частных мелодрам становится современной сагой о взрослении целого народа.
Сразу несколькими спектаклями, их можно объединить в отдельный блок, поднимается вопрос о том, как современный театр работает с прозой, какие способы репрезентации предлагает. «Первый субботник», спектакль-концерт, который сочинили Владимир Антипов, Алексей Забегин, Александр Бянкин на независимой Площадке 51 в Санкт-Петербурге, стилистически точен в своей игре с эстетикой соцреализма, пропущенной через оптику Владимира Сорокина. Текст, будучи воплощенным в речи, становится телесным, брутально-физиологичным. Постироничная «Серая радуга» независимого Одного театра из Краснодара по рассказу Николая Русского (он же режиссер) – тоже хороший повод подумать о том, что «ролевое» и «игровое» – далеко не единственный способ взаимодействия с прозой. В этом спектакле артист занимает метапозицию по отношению к тексту, между нарративом и комментарием к нему. «Шатуны» Романа Муромцева очень внимательны к прозе Мамлеева. Спектакль  точно визуализирует максимализм «русской хтони» – в собранных по сусекам декорациях видится ужас и поэзия билибинского леса, а актеры «Балтийского дома» ходят по тонкой и острой грани между хоррором и буффонадой».
 
Татьяна Джурова, Алексей Платунов 
23 февраля 2022
Дискуссии во внеконкурсной программе «Маска Плюс» 2022
Дискуссии во внеконкурсной программе «Маска Плюс» 2022
18+
14:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
18+
19:00
Театр «Организмы», Санкт-Петербург
Театр «Организмы», Санкт-Петербург
18+
20:00
24 февраля 2022
Драматический театр, Прокопьевск
Драматический театр, Прокопьевск
12+
19:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
18+
19:00
Театр «Организмы», Санкт-Петербург
Театр «Организмы», Санкт-Петербург
18+
20:00
25 февраля 2022
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
18+
19:00
Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург
Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург
18+
20:00
26 февраля 2022
Дискуссии во внеконкурсной программе «Маска Плюс» 2022
Дискуссии во внеконкурсной программе «Маска Плюс» 2022
18+
14:00
Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург
Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург
18+
19:00
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
18+
19:00
27 февраля 2022
Театральная компания «немхат», Пермь
Театральная компания «немхат», Пермь
18+
14:00
28 февраля 2022
Молодежный театр, Челябинск
Молодежный театр, Челябинск
16+
19:00
01 марта 2022
Дискуссии во внеконкурсной программе «Маска Плюс» 2022
Дискуссии во внеконкурсной программе «Маска Плюс» 2022
18+
14:00
Театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской, Уссурийск
Театр драмы им. В.Ф. Комиссаржевской, Уссурийск
16+
19:00
02 марта 2022
Бурятский театр драмы им. Хоца Намсараева, Улан-Удэ
Бурятский театр драмы им. Хоца Намсараева, Улан-Удэ
16+
19:00
03 марта 2022
«Один театр», Краснодар
«Один театр», Краснодар
18+
19:00